Сергей Павлович Королёв | Глазами офицера - Защитник - Новости политики и бизнеса

  На чтение этой публикации уйдёт не более 34 мин

«…То, что казалось несбыточным на протяжении веков,
что ещё вчера было лишь дерзновенной мечтой,
сегодня становится реальной задачей, а завтра – свершением.
Нет преград человеческой мысли!»

С.П. Королёв

Вспоминая 12 апреля о советских героях-космонавтах, которые стали первопроходцами в околоземном космическом пространстве, мы упускаем из виду тех, кто шёл рядом с ними и сделал всё возможное, чтобы Советский Союз был первым в космосе. Это русские инженеры, учёные и конструкторы.

Один из них — Главный конструктор космических ракет и кораблей, о котором мир впервые услышал в день полета Юрия Гагарина. Лишь спустя много лет человечество узнало, что им был академик Сергей Павлович Королев, выдающийся конструктор и ученый XX столетия. Человек, осуществивший вековую мечту человечества, в прямом смысле прорубивший дорогу в космос.

Родился Сергей Павлович Королев 30 декабря 1906 г . по старому стилю (12.01.1907 г. по новому) в г. Житомире на Украине в семье учителя гимназии Павла Яковлевича Королёва — отца будущего конструктора. Отца Серёжа не помнил. Его воспитывали мать – учительница и отчим Григорий Михайлович Баланин – инженер.

0_aa1f0_58b5d29f_orig-4802423

В 1917 году Сережа, вместе с матерью, переехали в Одессу к отчиму, где тот получил работу, а до этого времени он жил у деда с бабушкой в провинциальном украинском городке Нежине. Наступили трудные революционные годы. Голод, разруха, бесконечная смена власти. Только в феврале 1920 г. окончательно победила советская власть и жизнь начала налаживаться.

Сергею исполнилось 13 лет, он учился дома, но его страстным увлечением было небо, он хотел летать, строить самолеты. Зная о склонности пасынка, Григорий Михайлович записал его в модельный кружок портового клуба. Мальчик занимался с увлечением, читал статьи об авиации, авиамоделированию и конструированию.

Сергей Королёв: начало пути к небу

В 1921 году в Одессе появился отряд гидросамолетов ГИДРО-3 Главного управления Военно-воздушного Флота. Сергей с замиранием сердца наблюдал за их полетом над морем и, конечно, мечтал хоть раз подняться на них в небо. Случай свел подростка с механиком гидроотряда Василием Долгановым – старше его года на четыре. Сережа с интересом наблюдал, как ловко новый знакомый копался в моторе, объясняя ему, что к чему. После первой «лекции» началась и «практика». Отныне все летнее время он проводил в гидроотряде, помогая готовить самолеты к полетам. Изучив мотор, Королев стал незаменимым, безотказным помощником. За это его полюбили все механики и летчики.

В те дни Сергей, может быть, впервые задумался о сложном мире взрослых. Среднее общее образование ему получить сразу не удалось – не было условий. В 1922 г. в Одессе открылась стройпрофшкола, к преподаванию в которой были привлечены лучшие педагоги; туда и поступил пятнадцатилетний Сергей. Прекрасная память позволяла ему запоминать наизусть целые страницы прочитанных книг. Учился Сережа прилежно, увлеченно. Классный руководитель говорил про него матери Марии Николаевне: «Парень с царем в голове». Окончив профессиональную двухгодичную строительную школу, работал столяром, крыл крыши черепицей. Позднее перешел на производство, к станку. «Мой трудовой стаж начался с шестнадцати лет», — писал Королев.

Все это время он не прерывал знакомства с механиком Долгановым и летчиками из гидроавиационного отряда. По протекции Долганова, Сергей однажды поднялся в воздух, да еще в гидросамолете, который вел сам командир. Юноша решил стать летчиком. Вскоре за Сергеем закрепилась слава настоящего механика. Полет следовал за полетом. Сергей от полетов никогда не отказывался.

Было в эти годы еще одно пристрастие у Сергея Королева. Часами он трудился в школьной производственной мастерской, научился работать за токарным станком, вытачивал детали сложной конфигурации. В школе он вместе с товарищами из кружка «Общество друзей воздушного флота» конструировал и строил планеры. «Столярная» школа очень пригодилась Сергею, когда он начал строить планеры. Здесь у юноши сформировалась главная цель — стать авиационным инженером.

0_aa1f2_766f3804_orig-8562989

В мае 1924 года в Москве произошло событие весьма важное для истории космонавтики: было основано первое в мире Общество изучения межпланетных сообщений (ОИМС). Почетными членами его были избраны Ф.Э. Дзержинский и К.Э. Циолковский. Основной задачей этого общества было содействие работе по осуществлению заатмосферных полетов с помощью реактивных аппаратов и других научно обоснованных средств.

Сергей Королёв мечтал получить высшее образование, мечтал об учебе в Военно-воздушной академии в Москве. Но туда принимались лица, отслужившие в Красной Армии и достигшие 18 лет. Сергею могла помочь справка из Одесского Губотдела ОАВУК о представлении в авиационно-технический отдел проекта сконструированного им безмоторного самолета К-5, который вместе с ходатайством за сына привезла руководству академии Мария Николаевна. Однако неопределенность с приемом в московскую академию оставалась. И Сергей решил поступить в Киевский политехнический институт, где в это время предполагалось начать подготовку авиационных инженеров на механическом факультете. В 1924 году, окончив Одесскую прикладную строительную школу,  Сергей поступил в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники. Поступая в институт, молодой рабочий-строитель уже смог указать в заявлении: «Мною сконструирован безмоторный самолет оригинальной системы».

Вдохновлённый Циолковским

В Москве Королёв продолжил учебу в Высшем техническом училище имени Н.Э. Баумана, куда перевёлся спустя 2 года после учёбы в Киеве. Его зачислили в вечернюю группу по аэромеханике МВТУ. Днем работал то в КБ, то на авиационном заводе, вечером учился. К этому времени переехали в Москву мать с отчимом.

Особенной популярностью пользовались лекции тридцатипятилетнего авиационного конструктора Туполева, который читал студентам механического отделения вводный курс по самолетостроению. Туполев заметил выдающиеся способности Королева и в дальнейшем считал его одним из лучших своих учеников.

0_aa1f4_dd0453ae_orig-5056588

Всеми силами Королев стремился в авиацию. Едва поступив в МВТУ, Сергей сразу же включился в работу студенческого кружка АКНЕЖ – Академический кружок им. Николая Егоровича Жуковского. С лекциями в нем выступали инженеры, ученые.

Авиация все шире расправляла свои крылья. Молодежь страстно рвалась в небо. В январе 1927 года в районе Горок Ленинских состоялось торжественное открытие Московской планерной школы. Ее курсантом стал и Сергей Королёв. Он много и охотно летал, осваивая новые типы планеров. От полета к полету росло летное мастерство курсантов, а вместе с ними мужали и их характеры. Без таких качеств, как целеустремленность, ответственность, хладнокровие, выдержка, летчику не обойтись. Сергею пришлось нелегко, но это была хорошая школа. В марте 1927 года Сергей с отличием окончил планерную школу. Одного он уже добился, он научился летать на планере. Дальше его задачей было набраться знаний и строить самолеты.

В мае 1927 года на международной выставке межпланетных аппаратов Сергей впервые познакомился с работами Ф.А. Цандера и брошюрой К.Э. Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Книги, чертежи, схемы, кустарные модели – все, что демонстрировалось на выставке, задело сознание Королева. С этого времени он стал более пристально относиться к ракетам и полетам в космос. Однако все его помыслы все еще поглощали самолеты и планеры. В сентябре 1927 года Сергея Королева «дипломированного» летчика-планериста, организаторы планерных состязаний в Коктебеле включили в состав тренировочной группы. В Крыму Сергей много и с наслаждением летал. Именно там его одолело желание построить планер собственной конструкции.

Здесь нужно особо отметить, какую роль планеры играли в то время. Помимо того , что планер — это идеальное средство первоначального обучения пилотов, позволяющее быстро обучить летный состав (этого свойства они не утратили до сих пор), в межвоенный период планеры были главным средством высадки воздушного десанта. В то время широко обсуждались проекты пассажирских планеров, планерных поездов и планеролётов — аппаратов которым двигатель нужен только для взлета, а уже в годы Второй Мировой войны в фашистской Германии разрабатывался даже проект планера — истребителя.

В сентябре 1929 года студент Королев успешно защитил дипломный проект. Поздравляя молодого инженера, А.Н. Туполев предупредил: «В авиации легких путей нет. Если не боитесь трудностей, дорога к нам для вас открыта».

В 1930 г . после окончания института С.П. Королев работает в авиационной промышленности. В 1931 г. им были разработаны: учебный самолет СК-4 и учебные планеры «Коктебель» и «Красная звезда». Наверное со временем Сергей Павлович Королев, как в свое время и создатель зенитных ракет П.Д. Грушин вырос бы в выдающегося авиаконструктора, но в 1929 г. произошла встреча изменившая всю его жизнь. В августе по дороге из Одессы в Москву, Сергей решил посетить К.Э. Циолковского. Встреча с ним сыграла решающую роль в определении жизненного пути Королева. Беседа с Константином Эдуардовичем произвела на Сергея огромное впечатление.

Константин Эдуардович потряс тогда своей верой в возможность космоплавания, – много лет спустя вспоминал Королев. – Раньше я мечтал летать на самолетах собственной конструкции, а после встречи с Циолковским, я ушел от него с одной мыслью – строить ракеты и летать на них. Всем смыслом моей жизни стало одно – пробиться к звездам

Было очевидно, что авиация того времени, впрочем как и современная, с задачей освоения космоса и межпланетных экспедиций справиться не могла. Решение подсказал К.Э. Циолковский: единственным средством, которое позволит преодолеть силу земной гравитации, была ракета, и молодой конструктор преступил к её проектированию.

Инженер — конструктор Королёв С.П.

В начале 1930-х годов в Москве последователями идей К.Э. Циолковского организуется Группа изучения реактивного движения (ГИРД). Ее руководителем стал замечательный ученый Ф.А. Цандер, а затем его сменил Королев. Основной целью исследований ГИРД было создание ракеты на жидком топливе. В группе работали настоящие энтузиасты. Может быть, поэтому результаты не заставили себя ждать. В 1933 г. прошла успешные испытания первая советская жидкостная ракета «ГИРД-09».

0_aa1f6_324e5acf_orig-1094548

Осенью 1933 года сбылась, наконец, мечта энтузиастов ракетного дела о создании единого ракетного центра. Отсекая все бюрократические препоны, личным приказом по Реввоенсовету М.Н. Тухачевского, с глубоким пониманием относившегося к принципиально новым работам, ГИРД и ленинградская Газодинамическая лаборатория (ГДЛ) были объединены в Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Начальником института был назначен И.Т. Клейменов (начальник ГДЛ), его заместителем по научной работе – С.П. Королев. Королёву присвоили должностное звание дивизионного инженера (по современным понятиям — звание генерал-лейтенанта технических войск). Высокое звание в 26 лет! Институт занимался проблемами ракетостроения. Над разработкой ракетных летательных аппаратов в институте трудился отдел Королева. Однако расхождения во взглядах заставили подающего надежды специалиста Королева оставить пост заместителя института.

В марте 1934 года в Ленинграде проходила первая Всесоюзная конференция по изучению стратосферы. Королев делал доклад о возможности полета человека в стратосферу на ракетоплане, показал, что для подобного полета предпочтительнее жидкое топливо, так как оно эффективнее твердого и дает возможность управлять двигателем. Он рассказал, каким ему видится первый реактивный корабль. По расчетам Королева, пилотская кабина должна быть герметичной, весом не менее двух тысяч килограммов, иметь «жизненный запас» для человека и вмещать экипажи от одного до двух человек. Королёв сообщил о трудностях, связанных с созданием реактивного аппарата подобного класса, но и сумел убедить всех, что они в конечном итоге преодолимы. Успех Сергей Павлович видел, прежде всего, в координации усилий ракетчиков и представителей ряда других областей науки и техники.

0_aa1f3_43151c09_orig-9053920

В 1934 году вышла в свет первая печатная работа С.П. Королёва «Ракетный полет в стратосфере». В книге описывались различные типы летательных аппаратов, автор убедительно доказывал важность баллистических, то есть бескрылых ракет, а также говорил о необходимости создания в первую очередь совершенно нового реактивного двигателя, на высоте и, возможно, когда-нибудь даже в межпланетном пространстве.«Ракета является очень серьезным оружием», – предупреждал автор в своей работе. Экземпляр книги Сергей Павлович послал К.Э. Циолковскому. Вскоре в ОСОАВИАХИМ пришло письмо от Циолковского с отзывом на труд Королёва: «Книга разумная, содержательная и полезная». Ученый лишь сетовал, что автор не сообщил своего адреса и лишил его возможности лично поблагодарить за книгу.

Успехи группы С.П. Королёва не могли оставить в стороне военных. Нужно сказать, что в СССР уже в 30-е годы уделяли большое внимание созданию ракетного оружия. В то время у нас разрабатывались морские и авиационные ракеты. Возникла заманчивая идея реализовать проект, предложенный Николой Тесла еще в 1909 г . — летающей торпеды, оснащенной крыльями и реактивным двигателем. В ходе реализации этот проект получил название крылатой ракеты. Создание первой советской крылатой ракеты было поручено Сергею Павловичу Королёву. Работы над ней начались в 1934 г . и были закончены уже во время Великой Отечественной войны.

Лето и осень 1935 года наполнены для Сергея Павловича неотложными делами. Его назначили начальником сектора крылатых ракет. В феврале 1936 года в РНИИ создается новый крупный отдел реактивных летательных аппаратов. Начальником его, а по сути, и главным конструктором назначается Сергей Павлович, получивший таким образом возможность вести работу по целому семейству автоматически управляемых и пилотируемых ракетных летательных аппаратов (РЛА). Именно они, по его убеждениям смогли бы составить первый в истории комплекс управляемого ракетного оружия. Развитию и становлению оборонного комплекса Королев уделяет львиную долю своего внимания.

Советская крылатая ракета Х-10 стала нашим аналогом Фау-1, но в отличии от нее не пошла в серийное производство, в виду своей бесперспективности. Тогда же, в 1934 г. Сергеем Павловичем была опубликована его первая научная работа «Ракетный полет в стратосферу», где он сформулировал идею ракетоплана (или космолета по-современному). В середине 30-х годов им был предложен проект крылатой ракеты «212» класса «земля — земля» с ракетным двигателем «ОРМ-65» конструктора В.П. Глушко.

0_aa1f7_f3b2bfdd_orig-4333687

Примерно в то же самое время начиналась эра реактивной авиации. Конструкторы не столько строили новые реактивные машины, сколько пытались приспособить реактивные двигатели к уже существующим винтовым самолетам (в СССР, Италии и Англии даже пытались создать компромиссный вариант у которого был бы и винт и реактивный двигатель) или же на планеры. В частности первый американский реактивный транспортный самолет С-123, созданный в 50-е годы, представлял собой десантный планер на который установили реактивные двигатели. Не остался в стороне и С.П. Королёв, который принял участие в разработке первых советских реактивных планеров и самолетов. В последствии уже в 1942 г. на основе этих разработок будет создан первый советский реактивный истребитель Би-1.

Борьба Сергея Королёва за будущее

В тот период времени конструкторы еще не определились окончательно в направлениях своих работ, поэтому экспериментальные самолеты делились на 2 типа:

  • Первый, реактивные — действующие по тому же принципу, что и современные, то есть берущие на борт только топливо, так как роль воздуха выполнял атмосферный воздух.
  • Второй, ракетные — самолеты берущие с собой и топливо и окислитель. Самым знаменитым самолетом этой серии стал Ме-163.

Существовал и отечественный вариант — проект «302», сыгравший свою трагическую роль в жизни С.П. Королёва. И хотя ракетные самолеты оказались тупиковой схемой, они оказались востребованными при проектировании космических кораблей. Не совсем тупиковыми стали и ракетные ускорители для самолетов и планеров. В годы Второй Мировой войны немцы использовали ракетные ускорители для запуска сверхтяжелых десантных планеров Ме-326, а в 50-е годы ракетные ускорители использовались в Советском Союзе для вертикального старта самолётов Миг-19.

0_aa1f5_fcdbc5d3_orig-9662599

К сожалению в 1938 г. успешная деятельность Сергея Павловича Королёва на поприще конструктора была прервана его арестом. Осенью 1937 года, волна репрессий и произвола, захлестнувшая страну, докатилась и до Ракетного института (РНИИ). Когда в 1937 г . в нашей стране был раскрыт заговор, имеющий целью устранить И.В. Сталина и других руководителей СССР, этим воспользовались и многие не слишком порядочные люди, завалившие НКВД доносами: генералы писали доносы на генералов, учёные — на учёных, конструкторы — на конструкторов. А если принять во внимание, что чекисты в массе своей были ограничены во времени и не обременены знаниями и действовали по принципу «лучше перекланяться, чем не докланяться», то мы явно увидим одну из главных причин так называемых «Сталинских репрессий». Среди «военных заговорщиков» был расстрелян М.Н. Тухачевский. Началась чистка ближнего и дальнего их окружения. Был арестован и помещен за тюремную решетку начальник Центрального конструкторского бюро (ЦКБ-29), специально созданного народным комиссариатом, А.Н. Туполев. Сергею Павловичу Королёву была инкриминирована работа над проектом «302» — одноразового ракетного истребителя. Само понятие «одноразовый самолет» нам кажется диким, таким оно показалось и следователям НКВД в 1930-е годы.

Однако в фашистской Германии идею самолета однократного применения решили довести до ума. Так появился Ме-163. Что представляла из себя эта машина: одноразовый, деревянный, ракетный, то есть имеющий на борту и топливо и окислитель. Он стартовал с вертикальных направляющих, представляя собой по существу пилотируемую зенитную ракету, выходил на цель (например, на вражеский бомбардировщик) и открывал по нему огонь. Следует отметить, что Ме-163 хотя и был пилотируемой зенитной ракетой, нёс он довольно мощное вооружение. Ме-163 был вооружен пушками и ракетами, а также минометом — это единственный случай за всю историю авиации, когда на самолет ставили миномет. Для чего же было необходимо такое необычное оружие? Считалось что подныривая под вражеский бомбардировщик, Ме-163 будет поражать его из миномета. В реальности эта идея себя не оправдала. После выполнения задания, — а горючего хватало как правило минут на 40, пилот катапультировался. Вторая катапульта отстреливала особо ценный ракетный двигатель, который опускался на землю с парашютом для повторного использования. Абсурдность подобного оружия была очевидна, особенно в СССР, где вплоть до 1950-х годов было катапульт. Но в 1944 г. советские войска захватили исправный Ме-163 и это послужило основанием для досрочного освобождения С.П. Королева.

Как же сложилась судьба Сергея Павловича в заключении? 27 сентября 1938 года «правосудие» сказало свое слово: десять лет заключения в исправительно-трудовых лагерях. Место ссылки – Колыма. Сергею Павловичу исполнился всего тридцать один год. Началась каторга – вместе с остальными заключенными Королев трудился с утра до ночи, добывая золотоносный песок. Но больше всего угнетали Сергея Павловича, жгли душу сознание судебной несправедливости, предвзятость и надуманность обвинения, и этот ярлык – «враг народа». Королев писал письма в Москву с просьбой пересмотреть его дело. За облегчение его участи боролись депутаты Верховного Совета СССР, знаменитые летчики В.С. Гризодубова и М.М. Громов. А.Н. Туполев, сам находившийся за решеткой в стенах Центрального конструкторского бюро, созданного НКВД, настаивал на том, чтобы к нему перевели нескольких инженеров и конструкторов, в том числе и Королёва. Но решающее значение в этом деле сыграло назначение наркомом внутренних дел Л.П. Берии, который – чтобы снять народную напряженность – приступил к частичному пересмотру дел. В их числе оказалось и дело Королева. 13 июня 1939 года он был возвращен в Москву, где еще год пробыл в Бутырской тюрьме.

0_aa1f8_fb506be5_orig-8896611

После долгих размышлений Королев решает обратиться лично к И. В. Сталину. В этом письме Сергей Павлович ставил акцент не на личном положении, а на интересы страны, её обороны, на которую он не покладая рук, не щадя себя работал. Видимо, голос Королёва был все-таки услышан. 13 сентября 1940 года после многочисленных ходатайств, в том числе знаменитых летчиков В.С. Гризодубова, М.М. Громова и А.Н. Туполева, его перевели в Особое техническое бюро НКВД в группу А.Н. Туполева — в так называемую «Шарагу». В то время в системе НКВД действовало немало НИИ (научно-исследовательских институтов) и КБ, штат сотрудников которых состоя из заключённых учёных и конструкторов. До 1942 г. Сергей Королёв работал в КБ А.Н. Туполева, где принимал участие в разработке и модернизации бомбардировщика Ту-2. Любопытно что после Великой Отечественной войны Ту-2 был переведен на реактивные двигатели и стал первым реактивным бомбардировщиком в наших ВВС.

В 1942 г. С.П. Королёва переводят в режимный КБ Глушко в Казани, где он в качестве главного конструктора работает по специальности, разрабатывая жидкотопливные ракетные двигатели. В СССР, как и в Германии, учёные пытались создать ракетные ускорители вроде тех, которыми был оснащен самый большой транспортный самолет Второй Мировой войны — Ме-326. С.П. Королев, работая над модернизацией Ту-2, одновременно принимал участие в разработке КБ В.М. Мясищева, бомбардировщика ДВБ-102. Сергей Павлович в тот момент работает над проектом самолета с комбинированным винтовым и реактивным двигателем. Ввиду ненадежности реактивных двигателей того времени, считалось, что такой истребитель в крейсерском режиме будет лететь как винтовой, а реактивный двигатель будет включать лишь в бою. Над аналогичными проектами работали в Англии и Италии. В СССР реализацией этого проекта стал Миг-13. Принимал участие Сергей Королёв и в модернизации лучшего в мире пикирующего бомбардировщика Пе-2. Разрабатывал реактивные ускорители для самолетов других конструкторов.

В августе 1944 г. после досрочного освобождения Сергей Королёв вошёл в комиссию по исследованию трофейной немецкой техники, в частности — баллистических ракет. Враждебная политика руководства США, которую она проводила в отношении СССР в конце Второй Мировой войны, заставляла руководство нашей страны искать средства, которые позволили адекватно ответить на удар стратегической авиации США, которая в то время, впрочем как и сейчас, имела подавляющее численное превосходство. Таким средством ответного удара должны были стать баллистические ракеты.

0_aa201_a3ca5cab_orig-9829795

Предстояло полностью разобраться в конструкции и производстве немецкой ракеты «ФАУ», попытаться собрать хотя бы несколько таких ракет.

0_aa203_a82d2c_orig-4154606

«ФАУ» имела единственное техническое преимущество по сравнению с подобными разработками советских ученых, чьи ракетные агрегаты развивали тягу в полторы тонны. «ФАУ» же поднял в небо и унес за двести километров от старта двигатель тягой в 25 тонн.

0_aa206_c4080b41_orig-4842983

(Немецкие ученые и инженеры, начиная с 20-х годов, проявляли постоянный повышенный интерес к трудам К.Э. Циолковского и его последователей, к ракетным организациям, приступившим к реализации его идей). С. П. Королев как специалист, лучше других знавший все проблемы ракетостроения в комплексе, стал неофициальным лидером группы. Большую помощь работе оказал Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков, бывший тогда главнокомандующим группы советских войск в Германии.

В октябре Сергей Павлович был извещен о награждении орденом «Знак почета». Не зря трудился всю войну, Родина оценила его заслуги.

Главный конструктор баллистических ракет

Сергей Павлович Королев был назначен начальником отдела и Главным конструктором баллистических ракет дальнего действия главного научно-технического института (НИИ-88). С 1946 г. Сергей Павлович Королёв — бессменный генеральный конструктор баллистических ракет дальнего действия, с 1947 г . член корреспондент Академии Артиллерийских наук. В это время проходят успешные испытания первой советской баллистической ракеты Р-1, созданной под его руководством на основе немецкой Фау-2. Однако дальности пуска в 320 км было явно недостаточно чтобы нанести межконтинентальный удар. Требовалась принципиально другая ракета. Над подобной ракетой работали и в Третьем Рейхе, создавая МБР (межконтинентальную баллистическую ракету) А-9.

18 октября 1947 года на полигоне Капустин Яр состоялся старт первого образца баллистической ракеты А-4, собранного и отлаженного под руководством С.П. Королева. Испытания были признаны успешными.

29 августа 1949 года в Казахстане в присутствии Верховного командования Советской Армии, руководителей партии и правительства была испытана атомная бомба. Советский Союз показал, что он создал атомное оружие и любому агрессору может дать достойный отпор. Но страну со всех сторон со всех сторон окружали военные базы англо-американского военного блока. Проблемы доставки нового вида оружия к цели ракетами стала первостепенной. Вчерашние планы ОКБ воплощались в реальные дела. Ракета Р-2 поступила на вооружение Советской Армии в 1951 году, в середине 1953 года состоялся первый пуск ракеты Р-5, позднее началась доработка ее под атомную боеголовку. Особое место в те годы заняла, стартовавшая в апреле 1953 года оперативно-тактическая ракета под индексом «11».

Значительных успехов удалось достичь при создании геофизических ракет на основе боевых машин, получивших позднее название академических. На них с помощью всевозможных приборов велись научные исследования. По просьбе ученых в верхние слои атмосферы на разные высоты от 100 до 500 км поднимались возвращаемые на землю контейнеры с подопытными биологическими объектами, в том числе собаками. Шел новый активный процесс изучения стратосферы, прерванный войной, зондирование глубин ионосферы. Наука вплотную приступила к изучению условий осуществления пилотируемых полетов. Все, что делалось в этом направлении, проходило при активной практической и организаторской поддержке Королёва. В 1954 году начальник ОКБ С.П. Королёв подписал пятнадцать томов эскизного проекта первой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) и к нему атлас чертежей.

Рождалась межконтинентальная ракета: шла наземная отработка ее систем, двигателей. С ней он связывал свои давние научные мечты. Королёву уже виделись спутники, запуски животных, полет человека на орбите вокруг Земли, Старт ракет к Луне, Венере, Марсу.

Первой советской МБР стала Р-7, разработку которой окончили в мае 1957 г.

0_aa1fc_c351ee01_orig-8096845

Эта ракета стала не только межконтинентальным оружием, способным доставить ядерный заряд до Америки. Именно с неё началась космическая эра человечества. Р-7 стала самой массовой космической ракетой в истории, было построено свыше 1500 образцов — это настоящий рекорд. Именно эта ракета стала своеобразным разделом, с неё началось деление на боевые баллистических ракеты и космические ракеты, выводящие на орбиту космические аппараты (спутники, космические корабли, орбитальные станции, межпланетные автоматические станции).

Первый искусственный спутник Земли

Предложение Королёва о запуске искусственного спутника Земли нашло поддержку в Академии наук СССР. М. И. Тихонравов перевелся в ОКБ Королёва и начал комплектовать свой отдел по разработке искусственных спутников Земли. С.П. Королёв использует каждую возможность, чтобы подключить к идеям о космосе широкую научную общественность. Он встречается с астрономами, физиками, медиками, социологами и юристами. Постепенно идея о прорыве в космос сплачивает многих сторонников ее осуществления.

В ОКБ приступили к созданию нескольких вариантов спутника-лаборатории массой до 1300 кг.

0_aa200_5c588d61_orig-3480606

На одном из вариантов такого спутника в специальном контейнере предполагалось послать в околоземное путешествие первое живое существо – собаку. Шли споры о форме первого спутника Земли.

«Шар и только шар!» – настаивал Королев. – «Шар, его форма, условия обтекания с точки зрения аэродинамики досконально изучены, известны все плюсы и минусы. Но дело не в этом. Поймите – первый! Когда человечество увидит искусственный спутник, он должен вызвать у всех добрые чувства. Что может быть выразительнее шара? Он близок к форме естественных небесных тел Солнечной Системы. Люди воспримут спутник как символ  космической эры. На борту его считаю нужным установить передатчики, чтобы их позывные могли принимать радиолюбители всех стран. Орбиты полета надо рассчитать так, чтобы каждый с Земли мог с помощью простейших оптических приборов видеть полет советского спутника».

Запуск первого спутника Земли состоялся 4 октября 1957 года в 22 часа по московскому времени. Это была мировая сенсация.

0_aa1fb_ab37a400_orig-5692197

«Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его земные позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов, как воплощение дерзновенной мечты человечества», — вспоминал Сергей Павлович.

0_aa1fe_46f1950e_orig-9034975

А в конце 1957 года уже начался завершающий этап подготовки к запуску второго искусственного спутника Земли. Он весил в шесть раз больше первого, на его борту разместилась кабина для собаки по кличке Лайка. От успеха второго запуска зависело – быть в ближайшее время пилотируемому полету в космос или нет. Утром 3 ноября 1957 года состоялся старт второго спутника. Наблюдения за Лайкой продолжались 7 суток. Из этого полета Лайка на Землю не вернулась, но ученые получили весьма ценные данные о воздействии невесомости на живой организм.

В ОКБ Королёва под его личным руководством в то время на базе носителя «Спутник» создавалась модификация трехступенчатой ракеты – носителя «Восток», которая могла бы развивать вторую космическую скорость – 11 километров в секунду, необходимую для достижения Луны, или же для выноса на орбиту Земли полезные массы свыше четырех с половиной тонн.

Вместе с тем шла работа по лунной программе. 2 января 1959 года была запущена первая автоматическая станция «Луна-1». Но где-то произошла ошибка, и первый «лунник» не достиг Луны, а промчался в непосредственной близости от нее и вышел на околосолнечную орбиту, став первой искусственной планетой нашей Солнечной Системы. Хотя конечная цель не была достигнута, аппаратура станции представила во время полета уникальные данные о радиационном поясе Земли и о космическом пространстве. Новый эксперимент наших ученых получил мировое признание и вошел в историю космонавтики как начало межпланетных сообщений. Старт «Луны-2» состоялся 12 сентября 1959 года в 0 часов 2 минуты 24 секунды. Второй «лунник» доставил на поверхность Луны вымпел с гербом Советского Союза, внутри которого находилось взрывчатое вещество. В момент столкновения с поверхностью Луны детонатор сработал и вымпел распался на отдельные фрагменты.

Сообщение ТАСС о первых итогах пуска космической ракеты на Луну

0_aa204_d003b853_orig-9163149
«Советская космическая ракета, стартовавшая 12 сентября 1959 года, достигла поверхности Луны 14 сентября в 00 часов 02 минуты 24 секунды московского времени.

Полет советской космической многоступенчатой ракеты к Луне проходил строго по намеченной расчетной траектории. Все системы, агрегаты и элементы ракеты во время полета работали нормально.

Установленные на борту ракеты радиотехнические средства обеспечили надежное слежение с Земли за ее полетом, начиная со старта и до момента достижения контейнером с научной аппаратурой поверхности Луны.

Успешная работа наземного автоматического измерительного комплекса позволила непрерывно контролировать соответствие действительной траектории полета расчетным данным, дать достоверный прогноз попадания в Луну и определить район попадания.

Анализ действительной траектории движения второй советской космической ракеты на основе зарегистрированных данных всех видов измерений и наблюдений позволяет в настоящее время произвести первое уточнение района падения контейнера с научной и измерительной аппаратурой и последней ступени ракеты. Обработка данных наблюдений показывает, что контейнер второй советской космической ракеты опустился на поверхности Луны восточнее моря Ясности вблизи кратера Аристилл, кратера Архимед и кратера Автолик. Селенографическая широта точки встречи контейнера с поверхностью Луны, по полученным данным, равна плюс 30 градусов, а селенографическая долгота равна нулю. Отклонение точки прилунения приборного контейнера от центра видимого диска Луны составляет примерно 800 км.

В момент встречи контейнера с Луной его траектория была наклонена к поверхности Луны под углом в 60 градусов. При этом скорость контейнера относительно Луны составила около 3,3 километра в секунду.

Обработка полученных данных подтверждает, что последняя ступень космической ракеты также достигла поверхности Луны.

Как уже сообщалось, при полете второй советской космической ракеты к Луне должны были производиться: исследование магнитного поля Земли и магнитного поля Луны, исследование поясов радиации вокруг Земли, исследование интенсивности космического излучения, исследование тяжелых ядер в космическом излучении, исследование газовой компоненты межпланетного вещества, изучение метеорных частиц.

Рассмотрение материалов, полученных в результате произведенных исследований, подтвердило, что научная и телеметрическая аппаратура, установленная в контейнере, функционировала нормально. Произведена первоначальная расшифровка материалов телеизмерений.

Полученные предварительные данные позволяют уже в настоящее время установить следующее:

  • магнитное поле вблизи Луны, по данным записей магнитометра, в пределах его чувствительности и девиационной погрешности (порядка 60 гамм), не обнаружено;
  • измерения интенсивности радиации вблизи Луны не обнаружили пояса радиации из заряженных частиц. Этот факт согласуется с результатами магнитных измерений;
  • в космическом пространстве на пути следования ракеты произведены измерения общего потока космического излучения, потоков ядер гелия (альфа-частиц), ядер углерода, азота, кислорода и более тяжелых ядер, входящих в состав космических лучей;
  • получены дополнительные данные о рентгеновских лучах, гамма-лучах, электронах больших и малых энергий и частиц высоких энергий;
  • произведены измерения в пределах пояса радиации Земли;
  • произведена регистрация токов, создаваемых частицами ионизированного газа, попадающими из окружающей среды в четыре установленные на контейнере ловушки положительно заряженных частиц. Величины регистрируемых токов меняются вдоль пути следования ракеты;
  • предварительные оценки показывают, что между Землей и Луной имеются области, где концентрация ионизированных частиц меньше, чем сто частиц в кубическом сантиметре. При приближении к Луне на расстоянии порядка десяти тысяч километров зарегистрированные токи возрастают. Это может быть объяснено либо существованием вокруг Луны оболочки из ионизированных газов – своеобразной лунной ионосферы, либо наличием вокруг Луны области повышенной концентрации корпускул с энергиями порядка десятков вольт;
  • получены новые данные о микрометеорах.

Производятся дальнейшая обработка и анализ полученных материалов. По мере завершения этой работы результаты произведенных исследований будут публиковаться.

Создание многоступенчатой космической ракеты, двигателей, системы управления полетом и комплекса наземных средств, обеспечивших точный старт и высокоточное движение ракеты к Луне, а также надежный контроль за полетом ракеты до момента встречи с Луной, является выдающимся успехом советской науки и техники.

Пуск второй советской космической ракеты, проведенный комплекс научных исследований и достижение поверхности Луны внесут значительный вклад в мировую науку, в дело освоения космоса человеком».

«Правда», 21 сентября 1959 г.

7 октября в 6 часов 30 минут московского времени «Луна-3» с расстояния 60-70 тысяч метров от Луны начала фотографирование лунной поверхности, продолжавшееся 40 минут. Впервые земляне увидели снимки обратной стороны Луны! Полет «Луны-3» позволил начать работу по созданию лунного глобуса. Мечта Сергея Павловича о полете человека к Луне и планетам постепенно превращалась в реальность.

Мечта близка: первые космонавты

К началу 1960 года специальная комиссия по отбору кандидатов в первый отряд космонавтов сформировала его: Юрий Гагарин, Герман Титов, Павел Попович, Валерий Быковский, Владимир Комаров, Павел Беляев, Алексей Леонов, Борис Волынов, Евгений Хрунов, Виктор Горбатко, Георгий Шонин и другие летчики-истребители высокого класса. Был создан центр подготовки космонавтов в Щелковском районе Московской области; журналисты окрестили его «Звездным городком».

В первых числах мая 1960 года был запущен один из прототипов «Востока» – корабль КП. Он вышел на орбиту без теплозащиты и без космонавтов. На 65-м витке 19 мая было решено возвратить корабль на Землю. Но тормозная установка не сработала, а выполнила роль ускорителя, и корабль ушел на другую орбиту. Старт второго, усовершенствованного корабля-спутника состоялся спустя три месяца. На его борту находились собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, насекомые, растения, зерна злаков, некоторые микробы. Полет и возвращение прошли строго по программе.

Наступил апрель 1961 г. На космодроме Байконур шли в напряженном темпе предстартовые работы. Люди не замечали границ дня и ночи, порой часами не уходили с объекта, отдохнув час-другой на раскладушках, продолжали работу. Готовился полет человека в космос.

0_aa1ff_43e41bb6_orig-2773103

Госкомиссии предстояло решить, кто из космонавтов полетит первым. В характеристике Гагарина было написано: «Настроение обычно немного приподнятое, вероятно потому, что у него с юмором, смехом все в порядке. Вместе с тем трезв и рассудителен, наделен беспредельным самообладанием. Тренировки переносит легко, работает результативно. Развит весьма гармонично. Чистосердечен. Чист душой и телом. Вежлив, тактичен, аккуратен до пунктуальности. Скромен. Прекрасная память. Выделяется среди товарищей широким объемом активного внимания, сообразительностью, быстротой реакции. Усидчив. Тщательно готовится к занятиям и тренировкам. Не стесняется отстаивать точку зрения, которую считает правильной».

8 апреля 1961 года Государственная комиссия по организации первого полета человека в космос утвердила дату полета – 12 апреля – и кандидатуру первого космонавта – Юрий Александрович Гагарин. Запасным пилотом назначен Герман Степанович Титов.

12 апреля 1961 года

12 апреля 1961 года Сергей Павлович внешне казался невозмутимым, может только чуть больше обычного сосредоточенным: брови вытянулись в линию, почти сошлись на переносице, образовав глубокую складку, губы плотно сжаты, в глазах настороженность. Внутренне Королев напряжен до предела.

Наступили самые ответственные минуты для тех, кто создавал ракету и корабль, готовил их к старту. Нервы у всех были взвинчены до предела. Негромкий монотонный звук хронометра, отчитывающего секунды, раздавался в голове, как молот по наковальне. Неторопливо, одна за другой, отдавались команды. Сергей Павлович дублировал их на борт «Востока» Юрию Гагарину, и, казалось, что именно он отдает их.

0_aa205_800a5645_orig-2150375

– Подъём! – почти закричал в микрофон Королев.

Ракета сначала медленно, словно нехотя, а затем все быстрее устремляется ввысь. Факел пламени бьет в бетон стартовой площадки.

– Поехали! – донесся в бункер счастливый голос космонавта.

12 апреля 1961 года — космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли Юрием Алексеевичем Гагариным, облетев земной шар, успешно вернулся на Землю.

В эти апрельские дни весь мир произносил по-русски ставшие сразу знаменитыми слова: «Гагарин», «Восток», «Космос». Мировая слава обрушилась на Гагарина, он за несколько часов стал любимцем всей планеты. А Сергей Павлович Королёв, шаг за шагом 30 лет, упорно шедший к своей победе, так и остался до конца своих дней никому не известным главным конструктором. Его имя было засекречено. Свои научные работы и статьи в прессе Сергей Павлович подписывал псевдонимом «профессор К. Сергеев».

Постскриптум

В последние годы жизни Сергей Павлович работал над проектом Межпланетного корабля для полета на Марс.

Несмотря на задачи по разработке пилотируемых космических кораблей, под руководством С.П. Королёва параллельно велись работы над боевыми баллистическими ракетами. Так, в 1954 г. им была разработана БРПЛ (баллистическая ракета для подводных лодок — прим. praestes) Р-11 ФМ для первого в мире подводного ракетоносца АБ-611.

0_aa202_17baf4e6_orig-3275178

В 60-е годы отправились к Венере и Марсу первые межпланетные станции. Сергей Павлович Королев также возглавлял работы по созданию искусственных спутников Земли серии «Электрон», первого советского спутника связи «Молния — 1», военных спутников серии «Космос».

Будучи учеником Константина Эдуардовича Циолковского, Сергей Павлович Королёв был сторонником широкомасштабного освоения Космоса, так что не будет преувеличением если назвать Сергея Павловича «отцом» советской космической программы. После себя он оставил не только замечательную космическую технику, многими видами которой мы пользуемся до сих пор , но и целую плеяду талантливых учеников и продолжателей своего дела.

Советское руководство высоко оценило его заслуги перед Родиной. В 1957 году С. Королёв был удостоен Ленинской премии, награжден двумя Орденами Ленина, Орденом «Знак Почета», Золотой медалью имени К.Э. Циолковского Академии наук СССР. В 1966 году Академия наук СССР учредила золотую медаль им С.П. Королева «За выдающиеся работы в области ракетно-космической техники».

Также была  учреждена стипендия имени С.П. Королёва для студентов ВУЗов. Имя дважды Героя Социалистического Труда, выдающегося конструктора академика С.П. Королёва навсегда вписано в историю космонавтики. Именем Королёва, как одного из основоположников практической космонавтики, названо крупнейшее образование (талассоид) на обратной стороне Луны.

Работа с полнейшей отдачей и боязнь не успеть исполнить задуманное не прошли даром. 14 января 1966 г. перестало биться сердце Генерального Конструктора, как его называла «Правда». Человек, прорубивший человечеству дорогу в космос, был как крупнейший государственный деятель похоронен у Кремлевской стены.

0_aa1fd_cef39ece_orig-8560143

Быть может благодаря гению Сергея Павловича Королёва и его разработкам сбудутся предсказания К.Э. Циолковского о том, что нельзя вечно жить в колыбели. На нашей планете растет численность населения и истощаются ресурсы, так что путь решения этих проблем, предсказанный К.Э. Циолковским, — это широкомасштабное освоение космоса и других планет. И первый шаг на этом пути сделала наша страна благодаря гению Сергея Павловича Королева.

praestes

Примечания и литература: Военная энциклопедия. В восьми томах. т 4. Москва. Военное издательство, 1999; Библиотечная серия. П.Т. Асташенков «Главный Конструктор» Ордена Трудового Красного Знамени. Военное издательство Министерства Обороны СССР. Москва — 1975; Валерий Баргатинов «Крылья России». Полная иллюстрированная энциклопедия. Москва, Эксмо — 2005; Ф.Ю. Зигель «Города на Орбитах». Москва, Детская литература, 1980; «Звездный путь». Открытки. Издательство «Изобразительное искусство», Москва — 1978; Игорь Андреев «Боевые самолеты — Формула совершенства». «ИЛБИ», Москва 1994 г.; П.Л. Волковский. Иллюстрированная Энциклопедия «Современная боевая техника». Сухопутные войска. АСТ. Издательство Полигон Москва Санкт-Петербург — 2006; П.Л. Волковский «Энциклопедия современного оружия и боевой техники». Том первый. Полигон АСТ, Санкт- Петербург. МСМХС 7 1997; К. Кубатов «Я хочу в космос». Книжка-картинка. Ленинград, «Детская литература», 1980; С. Зигуненко «Тайны Красной Планеты». Марс — будущее человечества? Рипол классик. Москва 2005; А. Романов, Л. Лебедев, Б. Лукянов «Сыны Голубой планеты» 1961 — 1980. Издание третье, дополнительное. Москва. Издательство политической литературы 1981; А. Сахаров, С. Троицкий «Живые голоса истории» Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая Гвардия» 1971; Генри Каттнер «Ночная битва» НПП «Паралель» Н. Новгород 1993.; Академик С.П. Королев. Ученый. Инженер. Человек: Творческий портрет по воспоминаниям современников [Текст] : сб. статей / под ред. А. Ю. Ишлинского. – М., 1986.

От admin