Всё чаще русская лень и безответственность потрясают сознание. Один из последних случаев — неудачная попытка заправить автомобиль по карте VISA на АЗС ТНК в Богородицке Тульской области.
В минувшие выходные совершил поездку в старинный русский город Елец. Путь мой пролегал по трассе М-4 «Дон», известной автолюбителям и дальнобойщикам обильным количеством платных участков, коих только от Москвы до Ельца четыре. Несмотря на то, что местами скорость автомобиля достигала 140 км/ч, а дорога ранним утром субботы была свободной, продолжительность моей поездки составила почти 4,5 часа.
На что тратится время в пути, на бесплатные маршруты объезда или на стоянки? Или на чьё-то разгильдяйство? Давайте найдём ответ этот вопрос вместе.
Платные участки трассы М-4 «Дон»
Итак, мне предстояло на пути от Москвы до Ельца преодолеть несколько платных участков федеральной трассы «Дон»: это отрезки пути 48-71 км, 225-260 км, 287-321 км и 330-414 км трассы.
Что такое платный участок дороги и чем он отличается от бесплатного, поясню в двух словах.
- Платный участок: это почти всегда быстро, почти всегда отличное дорожное покрытие, почти всегда дорого.
- Бесплатный участок: не так быстро, но приемлемо, неплохое на сегодня, а местами — отличное дорожное покрытие, бесплатно.
Несомненно, есть ещё несколько параметров, которые влияют на оценку этих участков:
- возможность вызвать экстренную помощь, не имея при себе сотового телефона,
- наличие или отсутствие площадок для отдыха и туалетов на обочинах,
- количество АЗС и возможность выбора поставщика топлива (Лукойл, ТНК, Газпромнефть и т.д.),
- наличие постов ДПС ГИБДД,
- наличие дорожных информационных знаков, предупреждающих обо всём этом,
- ну и ещё что-то, что я мог упустить из вида.
Если принять во внимание указанные выше параметры в соотношении «цена-качество-скорость», то касательно платных участков «шкурка выделки стоит» только в Московской области (48-71 км). Здесь при отменном асфальтобетоне (заливку которого во время поездок я наблюдал как минимум год), инфраструктуре самой магистрали и цене в 30 руб. для легкового автомобиля мы имеем 130 км/ч максимальной разрешённой скорости. Заслуженная оценка «5»!
Платный отрезок М-4 «Дон» под Домодедово (48-71 км) стал первым и пока единственным в истории России, где скорость увеличена до 130 км/ч. Примечательно, но на остальных участках трассы «Дон», в том числе на платных, поднимать скоростной лимит до 130 км/ч государственная компания «Автодор» пока не планирует.
В целом, если сегодня оценивать М-4 «Дон» с моей точки зрения /«цена-качество-скорость»/, на «5-» можно оценить ещё два участка трассы — в Липецкой области (287-321 км и 330-414 км), где отличный асфальт, а разрешённая максимальная скорость установлена в 110 км/ч. Но — дорого, 100 и 60 руб. соответственно.
Бесплатные альтернативные маршруты объезда
Как того требует законодательство Российской Федерации, на платных участках трассы М-4 организованы альтернативные маршруты объезда. И пусть скорость на бесплатных участках «Дона» ниже, но проходятся они легко. Дорога имеет, как правило, две полосы, разделенные прерывистой линией, и нет никаких трудностей с обгонами — везде установлены знаки.
Альтернативный бесплатный объезд описанного выше платного участка в Московской области (48-71 км) наверное худший на всей магистрали М-4. Дорожное полотно здесь, сразу же после съезда на участок, избито большегрузами, выбоины не всегда латаются, дорога здесь почти вся в заплатках и имеет колею в асфальте. С другой стороны, 70% дороги — отличное асфальтовое покрытие, лишь местами чередующееся стиральной доской. Полосы дороги в основном разделены сплошной линией, поэтому с обгоном здесь придётся не сладко. Освещение практически отсутствует.
Тульская область. Пару лет назад этот отрезок трассы М-4 был самым ужасным на всей магистрали. Об этом я сообщал на форуме клуба галантоводов. Цитирую:
«Вы поймете, что въехали в Тульскую область, сразу, как только коснетесь полотна дороги на ее территории. Тульская область — единственная, кто не проводил реконструкцию дорог в то время, как её вовсю в 2009-2011 годах укладывали в Московской и Липецкой областях, создавая многочасовые пробки.
Вот что вас ждёт — вечная реконструкция дорог!.. Ждите пару сужений в одну полосу и пробки.
И еще — пешеходные переходы-зебры (да да!) через магистраль, особенно опасные в ночное время.
Тульские гайцы самые суровые! Будьте бдительны! На этом отрезке пути лучше не нарушать Правила или пользоваться радаром-детектором.
Проклиная тульские дороги, мы ищем глазами справа на обочине красивую стелу «Липецкая область», куда и въезжаем.»
Однако! Сразу после МО в Тульской области начинаются многочисленные придорожные кафе и кемпинги, остановочные карманы для отдыха с эстакадами и без них оборудованы довольно часто. В Московской и в Липецкой областях такого не увидите!
Но с годами ничего не меняется в тульской земле. Как были ухабы и выбоины на дороге, так они и остались, даже на платных участках, особенно на спусках-подъемах и на мостах — в местах стыков.
Следуя однажды по платному участку, по свободной дороге в левом ряду на максимально разрешённой скорости, я чуть не попал в неприятную историю. С обочины на проезжую часть на плавном повороте завалился дорожный знак, причём таким образом, что плоскость самого знака легла параллельно земле. Таким образом, выпирающий на 1,5 метра на проезжую часть знак на фоне металлического отбойника ограждения не было видно. Увидел я его лишь в десятке метров, успел среагировать и /благо было лето и никого не было справа/ вывернул руль, качнув корпус авто вправо. Вот такое содержание дорог в Тульской области.
На бесплатных участках в Тульской области ситуация местами лучше, особенно если учесть что это бесплатно. Поток автомобилей движется со скоростью 80-100 км/ч, дорожное полотно на сегодня неплохое. На затяжных подъемах дорога попеременно расширяется в две полосы, так что обгон выполняется без проблем. Это на самом деле хорошая альтернатива платным участкам, где на пунктах взимания оплаты за проезд автомобилистов обслуживают крайне медленно, и здесь всегда набиваются многокилометровые пробки.
Такое чувство, что тёток на кассы взимания оплаты отбирают специально — самых медленных и вредных, неторопливо и с огромным нежеланием выдающих чеки!
Следующий бесплатный вариант дороги ведёт через с. Бабарыкино, с. Яркино, а затем через г. Елец. (Дополнение от 24.11.2015: от Бабарыкино до Яркино весьма сносная для бесплатной дорога, севернее Яркино и в сторону Ельца лежит асфальт двухнедельной давности, ещё уложили свежее покрытие в Тростном.)
Когда строили новый участок магистрали в обход Ельца, о нём так много писали в липецких и елецких городских газетах, обсасывали тему, мол, дорога призвана разгрузить город от большегрузов, сохранить дорожное покрытие в городе, экология, хренология и т.д. Ну и, что в итоге? Как ввели оплату за проезд по новому участку, так попёрли фуры назад через город. И тащиться за вереницей фур, и не дай боже — за каким-нибудь стареньким КАМАЗом, все 80 км — не слишком-то и приятно, особенно в летнюю жару. Ведь участок 330-414 км характерен однополосной дорогой, по одной в каждом направлении, большим количеством населённых пунктов и знаками, запрещающими обгон.
Следующий участок бесплатного объезда — через Задонск. Это старая трасса, ведущая прямо через центр городка, известного своим Рождество-Богородицким мужским монастырём, основанным ок. 1610 года. Здесь лежит новый (!) асфальт, но дорога, как и под Ельцом, ведёт через множество населённых пунктов и скорость ограничена знаками до 40 км/ч.
Скорость на дороге: соблюдайте режим!
Если со скоростным режимом на бесплатных альтернативных участках М-4 «Дон» всё ясно (здесь вне населённых пунктов установлено ограничение 90 км/ч и 60 км/ч — по жилым зонам), то какая скорость допустима на платных участках трассы? Ведь знаки то и дело сменяют друг друга, а во время манёвров в потоке /фур/ не всегда удаётся следить за изменением скоростного режима.
Итак, ориентируйтесь на действующие сегодня ограничения разрешённой скорости для легковых и грузовых автомобилей с максимальной массой не более 3,5 тонн на федеральной трассе М-4 «Дон».
Скоростной режим на дороге для указанного вида транспорта ограничен 90 км/ч, за исключением следующих участков:
- МКАД — 51 км — 110 км/ч,
- 51 — 71 км (в Московской области — платный, с бесплатным объездом по Каширскому шоссе) — 130 км/ч,
- 76 — 103 км — 130 км/ч,
- 113 — 120 км — 130 км/ч,
- 225 — 260 км (в Тульской области — платный, с объездом через Богородицк) — 110 км/ч,
- 296 — 321 км (в Тульской области — платный, с объездом через Ефремов) — 110 км/ч,
- 330 — 414 км (в Липецкой области — платный, с объездом через Елец) — 110 км/ч,
- 414 — 464 км (в Липецкой области — платный, с объездом через Задонск) — 110 км/ч.
Но если Вы всё-таки решили превышать, пользуйтесь радар-детекторами, ведь в Тульской и Липецкой областях часто встречаются патрульные машины ДПС.
Каким маршрутом ехать: по платным участкам или в объезд?
Итак, какой маршрут выбрать, платить или не платить за проезд? Подведу итог сказанному выше.
Платные участки трассы хороши, дорожное полотно имеет хорошее покрытие и различимую разметку, она освещена и имеет развитую инфраструктуру — кафе, магазины, посты ДПС, стоянки, туалеты и т.д. Но никто из нас не застрахован от пробок на пунктах оплаты, где иной раз стоять приходится до 40 минут, как было не раз под Богородицком.
Бесплатные участки позволяют расслабиться после быстрой езды на магистрали, познакомиться с достопримечательностями. Скорость здесь немного ниже, но в этом случае мы теряем время.
Приведу пример. Добравшись на легковом автомобиле от Москвы до Ельца, Вы будете вынуждены выложить 230 руб. На этом же маршруте Hyndai Solaris 1.4L расходует бензина всего на 600 руб. при средней скорости 100 км/ч (5,4 л/100). Увеличиваем скорость — увеличиваем расход.
Проезжая по платным участкам магистрали, сегодня мы платим лишь за то, что кто-то владеет этим участком дороги, не всегда должным образом обслуживая дорогу, в результате чего не обеспечивается желаемое время нахождения в пути.
Плестись за фурой на бесплатном участке или стоять то же самое время в пробках на пунктах взимания платы — решать Вам. Но постоянное стремление человека к комфорту и безопасности вероятно пересилит.
Привожу цены за проезд по платным участкам федеральной трассы М-4, установленные ГК «Автодор» и действующие сегодня:
Богородицкие АЗС ТНК: оплату картами не принимаем, езжайте дальше!
Субботнее утро, прекрасное начало дня и свободная дорога. Принимаю решение: в баню платные участки в Тульской и Липецкой областях! Еду в объезд.
Ближе к Богородицку загорелась лампочка датчика топлива, мол, думай о заправке. Еду, думаю, рассчитываю: километров на 50-60 ещё есть топлива. Подозреваю, что Лукойл наверняка не встречу, значит придётся заправляться топливом местного разлива. Не сушить же бак.
Въехал в город, вскоре увидел заправку ТНК. На безрыбье и рак рыба. Остановился — пистолет в бак и пошёл оплачивать горючее. Как оказалось, «оплата по картам не принимается». Женщина на кассе ответила, что «у нас не проходят платежи», «…езжайте дальше, через несколько километров ещё одна наша заправка». Опешил. В кармане было немного наличных, но потряс сам подход! Стало интересно, когда устранят неисправность. «Не знаем!», — ответила оператор АЗС ТНК №2 (238-й км М-4).
В сердцах выругался, вышел, отстегнул пистолет и поехал дальше. Через несколько минут увидел слева на обочине ещё одну АЗС ТНК. Здесь история повторилась: платежи по карте не принимаются. На АЗС ТНК №28 (239 км М-4) на мой вопрос, что делать, если нет наличных, но достаточно денег на карте, ответ мне никто не дал. Когда починят терминалы — всем по барабану. Но здесь оператор хотя бы попробовала провести карту через терминалы разных банков. Заправился за наличные. Пожелал им починить связь с банком, мысленно помянул недобрым словом всех существующих владельцев заправочных станций ТНК, попрощался и продолжил путешествие.
Путь мой лежал мимо платных участков с ленивыми тульскими тётками, преспокойно восседающими в своих кассах на пунктах взимания платы в пользу таких же ленивых тульских чиновников. Русская лень и безответственность потрясли в очередной раз. Как говорится: кто хочет работать, тот ищет средства, кто не хочет — ищет причины.
Александр Малютин, редактор блога «Глазами офицера»