Автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-4 «Дон» (Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск): заметки и наблюдения из личных путешествий в помощь читателю.
05.09.2016 г. В ноябре на трассе М-4 «Дон» откроется новый платный участок
Новый участок протяженностью в 29 километров откроют в ноябре на трассе М-4 «Дон». Автомобилисты смогут по нему объехать села Новая Усмань и Рогачевка в Воронежской области.
Планируется, что разрешенная скорость движения по нему будет 110 километров в час. Обход Рогачевки станет продолжением обхода города Воронежа, введенного в эксплуатацию в ноябре 2013 года.
После открытия обхода Новой Усмани и Рогачевки на федеральной автомобильной дороге «Дон» в Воронежской области останется одно «узкое» место − проезд через Павловск и Лосево. Но в конце этого года будет подписано соглашение по строительству обхода и этих населенных пунктов.
24 августа 2016 года Государственная компания «Автодор» объявила конкурс на право заключения долгосрочного инвестиционного соглашения на строительство, содержание, ремонт, капитальный ремонт и эксплуатацию на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» — от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 633 – км 715 (обход с. Лосево и г. Павловск), Воронежская область.
Согласно графику проведения конкурса, прием конкурсных заявок в рамках предварительного отбора завершается 26 сентября 2016 года. Cрок рассмотрения конкурсной комиссией представленных конкурсных заявок, подведения итогов предварительного отбора — 17 октября 2016 года. Представление участниками конкурса конкурсных предложений завершается 17 ноября 2016 года. Рассмотрение, оценка конкурсной комиссией конкурсных предложений, подведение итогов конкурса завершается 5 декабря 2016 года. Срок подписания долгосрочного инвестиционного соглашения с Государственной компанией — до 20 декабря 2016 года.
Уважаемые друзья, собираясь в Елец, будьте готовы к пробкам. Проезжая через Елец из Москвы в сторону Воронежа и Липецка по старой (альтернативной) автодороге М-4 «Дон» готовьтесь потратить на этот участок пути на час — полтора времени больше, чем по скоростной платной трассе.
На южной окраине Ельца затор на автомобильном мосту через реку Быструю Сосну — асфальт здесь разбит большегрузами, отсюда скорость движения около 1-2 км/час.
На мосту стоят дорожные знаки, уведомляющие водителей о том, что ведутся работы по ремонту путепровода, но на самом деле стоят они уже около трёх недель, и лично я за последнюю неделю никаких работ на мосту не наблюдал. Ведь куда проще поставить знаки и ничего не делать на дорогах, не правда ли?..
Данный затор стал причиной пробки на пересечении старой трассы М-4 «Дон» и улицы Промышленной (см. фото выше), где две дорожные полосы со стороны Москвы за светофором сужаются в одну.
Общая длина затора в сторону Воронежа и Липецка — от 2 до 5 км. Длина пробки зависит от времени суток и дня недели. Ниже представляю Вашему вниманию видео, снятое мною 20 августа в 13 часов дня — Елец со стороны Москвы стоит:
С 1 августа 2016 годаскоростной участок автодороги М-4 «Дон» в Московской области (21-93 км) стал платным. Протяженность существующего платного участка 48-71 км трассы увеличена, и зона взимания платы за проезд действует почти от самого МКАД (21-й км, это напротив г. Видное) и вплоть до 93-го км М-4.
Общая протяжённость автомобильной дороги составляет 1543,7 км. Значительная часть трассы М-4 «Дон» на отрезке пути от Москвы до Краснодара является частью европейского маршрута E-115.
В мае 2010 года дорога М-4 «Дон» передана в доверительное управление Государственной компании «Автодор».
С 2011 года на всем протяжении от Москвы до Воронежа трасса стала четырехполосной автомагистралью.
Максимальная разрешённая скорость движения для легковых автомобилей составляет 90 км/ч, на отдельных (платных) участках пути скорость увеличена до 110 км/ч и 130 км/ч.
Платные участки трассы: 21-93, 93-211, 225-260, 287-321, 330-414, 414-464, 492-517, 544-633. Конкурс на строительство платного участка трассы М-4 «Дон» 633-715 км (обход с. Лосево и г. Павловск) объявлен 24.08.2016 г.
Строительство и эксплуатация платных участков автомобильной дороги, ведущей из Москвы в Новороссийск, сегодня имеющей название М-4 «Дон», началось в начале 1990-х годов.
Летом 1994 года последовало дальнейшее развитие дорожной инфраструктуры. Оно было ознаменовано строительством нового дорожного полотна и моста через реку Дон — на будущей автомагистрали в обход города Задонска.
Лично для меня это строительство связано с довольно забавной историей. Однажды в воскресный день вместе с другом Димоном мы — десятиклассники — поехали на великах из Ельца через Задонск в пионерский лагерь в Верхнем Казачьем, где в тот момент отдыхала его младшая сестра Катя. Тогда в российской природе ещё не существовало не то, чтобы яндексов и сотовых с интернетом, мы тогда первые русские компьютеры видели только на уроках информатики в школе. Потому мы не знали, что путь в один только конец займёт более 50 км. Собрались, сели и поехали — всё! По пути рвали яблоки и ими подкреплялись. При подъезде к Задонску мы увидели строящуюся дорогу, которая вела правее города, как раз туда, куда нам и было нужно. Мы решили срезать, но добравшись до новой дороги, проложенной через поле к берегу реки, увидели, что моста ещё нет. Нам пришлось возвращаться назад к повороту на Задонск. Так мы сделали крюк длиною в 6 км, в Задонске свернули на В.Казачье, и вскоре у Димки сломался велик… Остаток пути до лагеря мы прошли пешком, и благо, что оттуда в Елец за продуктами ехала открытая бортовая «буханка» (ГАЗик). Сидя на скамейках в кузове, мы оба уснули, а по прибытии в Елец делились впечатлениями с друзьями, об увиденном строительстве такого масштаба и о поломке в дороге.
Первый платный в истории российских дорог участок автомагистрали был введён в эксплуатацию в Липецкой области в районе села Хлевное в 1998 году. Вместе с отцом мы тогда успели протестировать новшество, когда из Ельца ездили на рыбалку на Дон. Отрезок пути был небольшим, около 18-20 км, и жители Липецкой области имели право пользоваться им бесплатно! Все остальные граждане страны платили за проезд по новому участку символическую плату. Бесплатная альтернативная дорога шла параллельно новому участку.
В 2000 году строившаяся объездная дорога вокруг Задонска была сдана. Но об этом я уже ничего не слышал, т.к. подходил к концу 5-й курс военного училища, откуда я уехал служить на Север. Оплата за проезд на современной M-4 «Дон» в обход Задонска и Хлевного (414-464 км) была введена в 2008 году. В июне 2010-го из-за реконструкции дороги её временно отменили, а затем снова ввели в декабре того же года.
II. Платные участки: современность
В 2010 году глава Минтранса РФ Игорь Левитин заявил, что с 2011 года многие участки федеральной трассы M4 «Дон» станут коммерческими. По его словам, плата будет введена на обходах крупных городов. Эксперты уже тогда уверенно заявили: власть серьезно настроена на введение БЕЗальтернативного платного проезда на автодороге «Дон».
Основная масса платных терминалов на магистрали была построена и введена в тестовый, а затем и в рабочий режим в 2011-2013 годах.
Сегодня на трассе М-4 действуют 7 платных участков и готовятся к открытию новые.
Действующие:
» 21-211 км — Московская область (с пунктами взимания платы на 71 и 133 км). » 225-260 км — Тульская обл. (в обход Богородицка, с пвп на 227 км). » 287-321 км — Тульская обл. (в обход Ефремова, с пвп на 322 км). » 330-414 км — Липецкая обл. (в обход Ельца, с пвп на 339 км). » 414-464 км — Липецкая обл. (в обход Задонска и Хлевного, с пвп на 416 и 460 км). » 492-517 км — Воронежская обл. (в обход Воронежа, с пвп на 515 км). » 544-633 км — Воронежская обл. (участок Рогачёвка-Липовка, с пвп на 545 и 620 км).
Указатели, предупреждающие водителей о приближении к платным участкам, расположены за несколько километров до его начала.
Готовятся новые:
» 633-715 км — Воронежская область (в обход с. Лосево и Павловска).
К 2020 году общая длина платных участков достигнет 892 км. Их использование на платной основе будет осуществляться до 1 мая 2109 г. Индексация стоимости проезда осуществляется исходя из сводного индекса потребительских цен по итогам предыдущего года (так бы индексировали заработную плату).
Тарифы на проезд по трассе «Дон»
С действующими тарифами на проезд по федеральной трассе М-4 «Дон» можно ознакомиться ниже (картинка увеличивается при нажатии на неё):
Оплата возможна наличными, по картам и при помощи транспондеров. На автодороге М4 «Дон» предусмотрена программа лояльности. За оплаченные километры с помощью транспондера водитель получает баллы, по которым ему начисляют скидку в размере до 10 процентов.
На мой взгляд, чтобы заработать грошовую скидку в размере 10% нужно много, очень много ездить и много платить. Ко всему прочему накопленные по программе лояльности и неиспользованные баллы в конце года сгорают. В общем — лохотрон ещё тот! Просто внимательно читайте примечания к программе 🙂
Платный участок 117 км — 225 км
Введён в действие 7 декабря 2015 г. распоряжением правительства РФ № 2498-р.
Отрезок пути представляет собой южную часть платного участка 21-211 км, с пунктами взимания платы на 71 км и 133 км.
Статус: сдан.
Расположение — север Тульской области.
Начало отрезка находится в 8 км южнее моста через реку Оку (в 6 км южнее стационарного поста ГИБДД). Это транспортная развязка на пересечении М-4 «Дон» с автомобильной дорогой Р-22 «Каспий» (Р-22 и М-6 «Каспий» имеют общее дорожное полотно и на указанном отрезке пути рассматриваются как равнозначные).
Пункт взимания платы (117-й км) находится южнее указанной транспортной развязки на 10 км (между Барабаново и Кончинкой).
Протяженность участка — 103,825 км.
Альтернативный бесплатный проезд: по Р-22 «Каспий» — от пересечения М-4 «Дон» до пересечения с автомобильной дорогой Р-114, затем автомобильная дорога Р-114 на участке от Р-22 до г. Узловая Тульской области, далее по автомобильной дороге «Узловая — Богородицк».