Как не погибнуть на трассе | Глазами офицера - Защитник - Новости политики и бизнеса

Опубликовал AM, 9 января 2013 г. в рубрике О дорогах. Просмотров: 129. Комментариев: 1

Минувшие новогодние каникулы оставили в памяти неизгладимый отпечаток от поездки по России. В этот раз наш с супругой путь лежал из Москвы на север, за Вологду, по трассе М8 «Холмогоры», широко известной своей аварийностью и частыми автомобильными катастрофами. Вот и нам довелось быть свидетелями тому, что происходит на ней.

Мой рассказ о зимней трассе «Холмогоры» и хороших людях, которые, как оказалось, очень часто встречаются в нашей жизни.

Трасса м8 «Холмогоры». Начало пути

29 декабря, 13:30 час. Спустя полтора часа мы выбрались из центра Москвы за МКАД на Ярославское шоссе, и примерно через 50 километров остановились у придорожного кафе. Женя пошла внутрь купить минералки, я остался снаружи, чтобы протереть передние фары у нашего автомобиля. Сделать это оказалось не просто — они были залеплены слоем песка, который на ветру и морозе, перемешавшись с брызгами из-под колес впереди идущих машин, превратился в нечто каменистое. Спустя несколько минут мы двинулись дальше.

15 часов. Поток автомобилей, двигавшихся в направлении Ярославля, не давал лобовому стеклу просохнуть от «омывайки». Тучи окончательно затянули небо, пошёл снег, который добавил работы стеклоочистителям. В сердцах матеря неимоверное количество лихачей, менявших полосы в плотном потоке без сигналов перестроения, а также песок, который лупил по фарам, снизил скорость движения до 70-75 км/ч.

Встречаем первый легковой автомобиль, наполовину сошедший с дороги в кювет (рядом стоит эвакуатор).

16 часов. Наши планы добраться до Ярославля засветло, несмотря на незначительное расстояние до него от Москвы и имевшийся запас времени, не исполнились. После Переславля-Залесского двухполосная дорога фактически превратилась в однополосную, обгон автомобилей и спецтехники, двигавшихся со скоростью 40-50 км/ч стал невозможен из-за плотного встречного потока. Так и тянулась эта процессия до самого Ростова. После него стало свободнее и до ярославского Нефтестроя ехали уже под 70-80 км/ч.

18:30 час. Стемнело окончательно. Навигатор проложил путь через центр Ярославля, но на его окраине начинались пробки и мы свернули влево на улицу Гагарина с тем, чтобы выехать на окружную трассу.

Остановлюсь на Ярославле. На своем авто нам довелось быть здесь дважды, и оба раза мы ужасались увиденному. Примерную картину вы можете увидеть в статье, посвященной елецким дорогам. В этот раз мы спешили и снимки я не делал, на словах попробую описать состояние дорожного покрытия.

Дороги на окраине Ярославля поддерживаются сегодня в таком состоянии, чтобы у неприятеля, который вдруг окажется на окраине города в случае войны, отбить желание идти к центру… Мелкие ямы рассыпаны как ловушки — так часто, что даже не стоит обращать на них внимания, скрипеть зубами или пытаться объезжать. Вам останется лишь просто ехать прямо, потому что через несколько метров будет новая россыпь ям и выбоин. И так на большинстве улиц, окружающих центр города!

Ближе к центру на нескольких перекрестках на покрытии встретили гравий. Сворачивая на одну из улиц (благо скорость движения не превышала 30 км/ч), чуть не въехали в яму размером около 1 метра в окружности глубиной около 20-25 см! Ярославцы, как вы терпите до сих пор такое?!

Секунды жизни

29 декабря, 19:30 час. Миновали Ярославль, держим путь на Вологду. Путь осложнился сильным снегопадом. Средняя скорость движения в потоке снизилась еще больше и держалась около 70 км/ч. На трассе под колесами — жидкая снежная «каша», колесами прокатана колея, попутное и встречное направления разделяет полоса шириной около метра из такого же жидкого снега.

Впереди на обочине, на стороне «встречки» показалась девушка, которая стояла и отчаянно размахивала руками проезжавшим автомобилям. Мы снизили скорость и решили остановиться. Скрывшуюся за обочиной встречной полосы «Тойоту» мы увидели не сразу — её задние габаритные огни с дороги не было видно. Как оказалось, это спутница водителя уже выбралась наружу, и уже стояла на обочине, сам же мужчина еще был внизу и начал по снегу пробираться вверх к дороге.

Андрей и его супруга Татьяна (их имена мы узнали позже) не пострадали, но временно находились в состоянии шока. По словам Андрея, он пошел на обгон впереди идущего автомобиля, выехал на встречную полосу, но при завершении манёвра обнаружил на своей полосе лесовоз без габаритных огней и был вынужден продолжить движение на высокой скорости дальше, левой половиной автомобиля находясь на встречной полосе, а правыми колесами находясь на «междурядке», потому что уже начал манёвр перестроения назад. В результате такого движения левые колеса вскоре наехали на куски твердого снега, непонятно каким образом оказавшегося в куче грязи, сошли в прокатанную колею и автомобиль стал неуправляем… Его закачало на «междурядке», он резко свернул на правую полосу, затем влево и через встречную полосу скрылся в кювете. Все случилось в считанные секунды, они оба даже не успели понять, что происходит.

Кому беда, а кому мать родная

В это время моя Женя была рядом с Татьяной и вдвоем они махали с обочины руками проезжавшим мимо автомобилям. К месту падения «Тойоты» подъехала еще одна пара на легковом авто. Поинтересовались, все ли живы. Водитель подъехавшей «легковушки» сказал, что примерно в этом же месте он немногим ранее тоже побывал в кювете.

Андрей выставил на дороге аварийный знак и тоже начал пытаться останавливать проходящие грузовики — как мне понималось в те минуты, он еще не пришел в себя полностью; размахивая карманным фонарём я пошел навстречу движению в надежде остановить большегруз, который мог бы вытянуть «Тойоту». К месту ее падения тем временем подъехала ГАЗель. Водитель ГАЗели предложил вызвать знакомый эвакуатор из Ярославля, а после того, как Андрей отказался от этой затеи (наверняка приехала бы такая же малотоннажка или ЗИЛ «Бычок», в лучшем случае со стрелой-манипулятором), посоветовал добраться до ближайшего придорожного кафе, которое находилось в паре километров и предложил подвезти туда.

По тому, как вели себя находившиеся в ГАЗели товарищи — они вышли наружу лишь на минуту, оценили ситуацию и убрались назад в кабину, где и сидели последующие несколько минут, — я мимоходом сделал вывод, что ребята искали легкой наживы, даже в том, чтобы «подбросить» до возможной стоянки большегрузов.

Одно слово — кому беда, а кому мать родная! Так и уехала ГАЗель, не спеша набирая скорость.

О взаимовыручке на дороге

За те 20-30 минут, которые прошли с момента аварии, мимо места падения автомобиля Андрея и Татьяны прошло достаточное количество большегрузных тягачей. Многие из них останавливались, сочувствовали, но разводили руками: тягач, способный везти 30-тонный полуприцеп, увы, не способен вытащить из 2 метрового кювета 1,5-тонный автомобиль, тем более если в прицепе пусто, а коробка передач автоматическая.

Ситуация осложнялась тем, что дорожное покрытие было покрыто сырым снегом, а «Тойота» «зарылась» в снег перпендикулярно дороге в самом низу кювета и ее почти не было видно с проезжей части. (Подумалось, что в тот момент мы выглядели нелепо, размахивая руками и бегая взад-вперед по дороге, на которой не понятно для чего стоял аварийный знак…) Завидев свет фонарей очередного автопоезда на противоположной полосе, Андрей вышел на обочине ему навстречу и замахал руками с фонарем. Это был тягач с цистерной-дальномером. Водитель остановил машину и через открытое окно поинтересовался случившимся. Спустя минуту, оценив произошедшее из кабины, он уже выбрался наружу. Посоветовались, и водитель дал понять, что его дальномер не поможет Андрею вытащить машину. Нужен был любой отечественный грузовик с механической коробкой передач.

29 декабря, 20:10 час. Спустя примерно еще 15-20 минут, но той же полосе, что и цистерна, показался КАМАЗ — лесовоз! К этому времени на участке дороги в районе аварии скорость движения снизилась: на одной стороне дороги на обочине стоял тягач с цистерной, а на «нашей» стороне останавливались проезжавшие грузовые и легковые авто — большинство предлагали помощь, но уезжали, не в силах что-либо сделать. Андрей кинулся к КАМАЗУ, это был шанс освободиться из снежного плена — я за ним.

Водитель лесовоза в нерешительности задумался, у него был прицеп и маневрировать, выезжая на встречную полосу к месту падения «Тойоты» и потом сдавая назад, он не мог: «А вы ГАИ вызвали? Мне не развернуться, я перекрою тут всю дорогу…» Я оглянулся вслед его прицепу — действительно, поток растянулся уже на несколько сотен метров. Андрей так и сказал ему: «ГАИ вызывать — это около часа пройдет, потом кран — еще пара часов. У меня или бензин кончится или еще что-то выйдет боком. Ты — наша надежда, выручай…»

От admin