Фотография — это, прежде всего, свет и тени. Фотограф должен тонко чувствовать светотеневой рисунок и уметь управлять естественным или студийным светом добиваясь нужного настроения, подчеркивая линии, формы, фактуру. Но, при фотографировании людей и, особенно, фотомоделей очень важны позы, которые они принимают перед объективом. От позы зависит композиция будущего снимка, его динамика, драматургия. Позы, которые мы принимаем в обычной жизни, как правило, удобны нам, но очень статично и скучно выглядят на фотографии. Тогда как самые красивые позы для фотосессии зачастую очень неудобны, зато позволяют фотографу построить композицию интересных кадров.
Обычно, когда начинающие фотограф и модель оказываются в студии по разные стороны объектива, у обоих возникают примерно одни и те же затруднения.
У фотографа — как поставить модель, чтобы фотография получилась красивой. У модели — какую позу принять, чтобы она выглядела на фотоснимке бесподобно.
И, конечно, хорошо когда под рукой оказывается шпаргалка (совсем как в школе), которая в первое время поможет снять напряжение, явиться лишним поводом для обсуждения и установления в студии непринужденной рабочей атмосферы. В дальнейшем, по мере накопления опыта начинающими фотографом и фотомоделью, в таких подсказках отпадет необходимость. Появятся свои вариации и желание экспериментировать и идти дальше простых штампов. Но на начальном этапе будет полезным изучить простые приемы позирования, чтобы впоследствии создавать прекрасные композиции.
В книге немецкого фотографа Свена Швубеля (Sven Schwoebel) «Позы для фотосессии» приводится около 600 изображений и идей для фотосессии, сидя на полу, с реквезитом, со стулом, а так же для крупно-масштабного портрета. Не смотря на свою популярность, в книге достаточно много оплошностей, допущенных как со стороны фотографа, так и со стороны модели. В книге полностью отсутствует текст, только фотоснимки.
Часть первая. Позирование для портрета
В этой части книги автором предлагаются варианты различных поз модели для портретной фотосессии. Здесь практически нет текста, поэтому смотрим эскизы с комментариями, указывающими на явные ошибки.
Итак, поговорим об ошибках.
Все эти фотографии объединяет один существенный для портретной съемки недостаток — при работе фотограф использовал широкоугольный объектив. По этой причине многие портреты испорчены необратимо. Вы легко можете заметить это по диспропорциям в размерах лица и рук. На тех кадрах, где кисти рук или локти оказались ближе к объективу, они имеют просто жуткие размеры! Поэтому, при съемке портретов, принято использовать телеобъективы с фокусным расстоянием от 80 мм и выше. Исключениями могут являться те случаи, когда художественный замысел фотографа предполагает такие искажения, если ты снимаешь, например, дружеский шарж на кого-то, или просто когда тебе глубоко несимпатичен человек, которого ты фотографируешь.
Вот одна из фотографий, хорошо иллюстрирующих вышесказанное. Посмотри, какого размера кисти девушки и как, визуально, они сильно уменьшают ее грудь. Попробуйте пересчитать пальцы рук девушки.
Совет начинающему фотографу: для съемки портретов используй телеобъективы, иначе могут пострадать невинные люди. Конечно, если художественный замысел не требует такой жертвы.
Здесь снова рука великана в кадре. Я не верю в то, что ЭТО принадлежит очаровательной девушке-фотомодели.
Совет начинающей модели: не растопыривай некрасиво пальцы подобно тому, как часто делает модель в этой книге. Не заламывай так, как на этой фотографии, кистевой сустав. Сделай так, чтобы твоя кисть стала естественным продолжением твоих рук. Попробуй ее вариации с разными углами изгиба кистевого сустава. Представь, что дирижируешь оркестром или руководишь ветром.
На этой фотографии начинающие фотограф и модель допустили сразу две ошибки. Они делят вину за плохой результат поровну потому, что первый не доглядел, а вторая не обладала достаточным опытом. Плюс ко всему, фотограф неудачно скадрировал изображение, отрубив пальцы. А, может, это вовсе не ее пальцы? Сложная загадка.
Совет начинающему фотографу: Руководи моделью. Уделяй внимание деталям. Особенно сложно бывает это делать, когда ты снимаешь обнаженный портрет (портрет в жанре ню). Если не очень уверен в кадрировании при съемке, оставь немного запаса по краям кадра, чтобы позднее отсечь все лишнее сидя в спокойной обстановке у себя дома за компьютером с чашкой кофе и верным другом.
Совет начинающей модели: Опираясь на что-либо, не сплющивай части своего прекрасного тела (щеку, подбородок, руку, икры и пр.), а только обозначай касание. Тогда у тебя не будет на фотографиях такого «опухшего» предплечья, как у этой несчастной девушки.
Снова странная фотография. Или, по крайней мере, странно скадрированная. Непонятно назначение выделенного прямоугольничком фрагмента. То ли кто-то пытается ударить девушку в левый глаз, то ли хочет нежно погладить ее щеку. Не совсем ясно кому принадлежат эти руки. Чтобы это установить потребуется экспертиза ДНК. Чистый профиль девушки-модели смотрелся бы здесь намного лучше.
Плохую службу сослужил этой фотографии и кусочек, выделенный кружочком. Никак не улучшая композицию, он словно отрывает кусочек изображения.
Мало виден левый глаз модели. Надо было попросить ее или повернуться еще больше в профиль, или немного развернуть лицо на камеру.
Совет начинающему фотографу: Старайся убирать из кадра лишние детали, отвлекающие от объекта. Если ты снимаешь портрет вполоборота, желательно, чтобы зрачок и радужная оболочка дальнего от объектива глаза, были видны не менее чем на три четверти.
Пожалуй, самое главное в портрете человека, позволяющее постичь его душу — это глаза. На данной фотографии модель слишком отвела свой взгляд влево, оставив нам возможность любоваться только белком глаза. Если по твоей задумке взгляд модели не должен быть направлен в объектив, попроси ее смотреть в сторону, но ближе к объективу, чтобы выражение глаз хорошо читалось и добавляло настроение фотографии.
Жуткая фотография! Из серии «У меня что-то застряло в зубах». Любая фотография — это небольшая история. Здесь история такая:
«Когда я работала на пилораме, случайно сунула руку в циркулярную пилу и отрезала себе три пальца на правой руке. Хорошо, что осталось еще два — большой и мизинец. Можно держать мобильный телефон и поковыряться в носу или в зубах после еды…»
Совет начинающему фотографу: фотографируя портрет, особенно женский, постарайся создать не просто картинку, а рассказать красивую историю. Покажи лучшее и уведи в тень то, что человек не хотел бы афишировать. Профессиональный портрет, по-моему мнению, должен повышать самооценку модели, а не развивать у нее новые комплексы.
Поза из серии «Говорите громче! Я Вас плохо слышу!»
Видимо, предполагалось что девушка должна была чувственными движениями придавать объем своим волосам. Не получилось.
Здесь локоть модели оказался ближе к объективу, чем все остальное и широкоугольный объектив сделал свое подлое дело. Выглядит жутковато.
Трудно придумать положение кисти правой руки хуже, чем на этой фотографии. Получилась клешня рака с какой-то непонятной пипкой. В театре теней из этого получилась бы хорошая голова страуса. Занятно, но, в портретной фотографии, неуместно.
Пальцы левой руки хорошо было бы направить вдоль плеча. Кисть смотрелась бы изящнее.
Совет начинающей модели: Старайся при съемке не направлять пальцы рук в сторону объектива. В таком ракурсе они будут казаться короткими.