На чтение этой публикации уйдёт не более 10 мин
На чтение этой публикации уйдёт не более 9 мин
13. Придавали первостепенное значение усилиям по трансформации БРИКС в один из важных элементов системы глобального управления. Принципиальное значение для продвижения к этой цели имеют принятые в ходе Форталезского саммита (15-16 июля) решения по учреждению в рамках объединения многосторонних финансовых институтов – Нового банка развития и Пула условных валютных резервов с общим объемом ресурсов в 200 млрд. долл. США.
Выступали с единых с партнерами по БРИКС позиций в вопросах укрепления международной стабильности в ее различных измерениях. В заключительном документе Форталезского саммита были осуждены односторонние военные интервенции и экономические санкции. На встрече министров иностранных дел (Нью-Йорк, сентябрь) основное внимание уделялось кризисным ситуациям в различных регионах и проблеме антитеррора.
14. Участие России в деятельности «Группы двадцати» было направлено на укрепление устойчивости мировой финансово-экономической системы. На саммите в Брисбене (15-16 ноября) проводили линию на консолидацию международного режима регулирования финансовых рынков и надзора за финансовыми институтами, в том числе хедж-фондами.
Поддержали предложенную Австралией глобальную инициативу по инфраструктуре, нацеленную на облегчение взаимодействия организаций, многосторонних банков развития и частного сектора в области обмена информацией и финансирования инфраструктурных проектов. В рамках работы по подготовке реформы глобальной энергетической архитектуры выступили в поддержку принятых на саммите принципов сотрудничества в энергетике, а также Плана действий по повышению энергоэффективности. В контексте усилий по содействию международному развитию принята рамочная программа «Группы двадцати» по продовольственной безопасности и питанию.
Уделяли пристальное внимание реализации решений Санкт-Петербургского саммита «двадцатки» (сентябрь 2013 г.) в таких сферах, как стимулирование экономического роста, повышение занятости за счет создания качественных рабочих мест, реформа политики на рынке труда.
15. Усилиями России и других государств-членов реализовывались меры по наращиванию потенциала Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Центральное место на встречах секретарей советов безопасности (Душанбе, апрель) и совещания руководителей компетентных органов, наделенных полномочиями по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (Душанбе, июнь) отводилось задачам борьбы с терроризмом, трансграничной организованной преступностью, антинаркотической стратегии с упором на отражение афганской наркоугрозы.
В итоговой декларации саммита ШОС (Душанбе, 11-12 сентября) зафиксирована консолидированная позиция государств-членов по проблематике региональной безопасности и стратегической стабильности, включая ситуацию в Афганистане, конфликты на Ближнем Востоке и в Северной Африке, иранскую ядерную программу, украинский кризис. В документах саммита определены основные направления работы по вопросам обеспечения продовольственной, энергетической, транспортной и информационной безопасности. Закреплены договоренности по рамочным условиям расширения организации.
16. Твердо и последовательно проводили линию на активизацию коллективного противодействия подъему волны экстремизма в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Исходили из того, что усилия по сдерживанию угрозы со стороны «Исламского государства», «Джабхат ан-Нусры» и других радикальных группировок, ставящих под угрозу будущее целых государств, должны выстраиваться без двойных стандартов и скрытой повестки дня на прочной основе международного права – прежде всего базовых антитеррористических резолюций Совета Безопасности ООН 1373 и 1624. Поддержали резолюцию СБ 2170, нацеленную на усиление санкционного давления на террористов, действующих в Сирии и Ираке. Содействовали закреплению в долгосрочной повестке дня СБ ООН вопросов, связанных с феноменом иностранных террористов-боевиков, наращивающих мускулы в ближневосточном и афгано-пакистанском регионах, Ливии, Мали. Основные позиционные подходы России к этой теме нашли отражение в резолюции СБ 2178.
Ключевым пунктом региональной повестки дня оставалось политическое разрешение кризиса в Сирии через инклюзивный национальный диалог без предварительных условий на основе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г. Интенсивно работали с заинтересованными сторонами в целях завершения химической демилитаризации страны в соответствии с разработанным Исполнительным советом Организации по запрещению химического оружия и одобренным резолюцией 2118 Совета Безопасности ООН планом. На конец 2014 г. ликвидировано порядка 98 % вывезенных из Сирии компонентов и прекурсоров химического оружия, запущен процесс уничтожения последних двенадцати объектов, использовавшихся в производстве боевых отравляющих веществ.
Четко проводили линию на то, что новые кризисные ситуации на Ближнем Востоке не должны отодвигать на задний план задачу по выходу из застарелых конфликтов, прежде всего палестино-израильского.
17. Как на двусторонней основе, так и совместно с партнерами по ОДКБ и ШОС Российская Федерация осуществляла комплекс мер, направленных на стабилизацию ситуации в Афганистане. В контактах с афганской стороной подчеркивали нашу готовность оказывать всестороннее содействие Кабулу в деле построения мирного, независимого, демократического государства, способного самостоятельно решать проблемы борьбы с терроризмом, наркотиками и организованной преступностью.
18. Совместно с партнерами по «шестерке» и иранскими коллегами продолжали работать над всеобъемлющим окончательным урегулированием ситуации вокруг иранской ядерной программы (ИЯП). Благодаря проявленному всеми сторонами стремлению к поиску компромиссов удалось значительно сблизить позиции по основным вопросам. Ключевую роль сыграли выдвинутые российской стороной принципы поэтапности и взаимности, которые легли в основу диалога, а также ряд российских идей и технических предложений. Министры иностранных дел стран «шестерки» и Ирана 24 ноября пришли к согласию о продлении переговоров по ИЯП до конца июня 2015 г.
19. В фокусе внимания российской дипломатии находились задачи по комплексному подключению к интеграционным процессам в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), в сторону которого все заметней смещается центр тяжести экономического роста и политического влияния, активному использованию потенциала АТР для подъема Сибири и Дальнего Востока.
Широкую поддержку на саммите форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) в Пекине (10-11 ноября) получили российские подходы к выстраиванию региональной интеграции на принципах транспарентности, равноправия и взаимной выгоды в интересах формирования открытого общего рынка. В итоговых документах саммита зафиксированы выдвинутые нашей страной предложения по обеспечению безопасного роста в регионе. С особым вниманием партнеры восприняли российские планы обновления инфраструктуры Северного морского пути, модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей как основы трансконтинентального транспортного моста «Азия-Европа».
В рамках Регионального форума по безопасности (АРФ) Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) Россия в качестве одного из кураторов тематики кибербезопасности участвовала в подготовке Рабочего плана АРФ по обеспечению безопасности при использовании ИКТ. Укреплению доверия между военными стран региона способствовало российское (совместно с Таиландом) сопредседательство в Экспертной рабочей группе по военной медицинемеханизма Совещаний министров обороны государств-членов АСЕАН с диалоговыми партнерами («СМОА плюс»), в рамках которого были проведены показательные учения «Рубеж-2014» под Санкт-Петербургом.
На площадках региональных объединений и форумов, в первую очередь Восточноазиатского саммита, последовательно выступали за создание в АТР надежных механизмов обеспечения инклюзивной, неделимой безопасности, основанных на принципах внеблокового сотрудничества.
Страницы: 1 2