Пресс-служба Министерства иностранных дел России опубликовала документ под названием «Основные внешнеполитические события 2014 года». Предлагаем Вашему вниманию полную версию документа.
* * *
1. 2014 год был отмечен накоплением элементов нестабильности и нарастанием кризисных явлений в международных отношениях, которые проходят через переходный период, связанный с формированием нового полицентричного мироустройства. Этот процесс сопровождался цепочкой интенсивных региональных конфликтов, усилением конкуренции во всех сферах, включая модели социально-экономического развития и ценностные ориентиры. Отчетливо проявилось противоречие между необходимостью выстраивания подлинно коллективных, партнерских действий на мировой арене в интересах выработки солидарных ответов на общие для всех глобальные вызовы и угрозы и стремлением ряда государств к доминированию, их попытками продавливать свои интересы, не принимая в расчет интересы других участников международного сотрудничества.
2. Кульминацией такой политики стал украинский кризис, в котором отразились серьезные системные проблемы в Евро-Атлантике, связанные с проводимой западными государствами в течение последней четверти века линией на укрепление собственной безопасности без учета российских интересов, на постоянное продвижение на восток контролируемого ими геополитического пространства, что проявилось в последовательных волнах расширения НАТО вопреки дававшимся на высшем уровне заверениям. При этом был упущен исторический шанс формирования системы равной и неделимой безопасности в Евроатлантическом регионе.
США и Евросоюз открыто поддержали антиконституционный переворот в Киеве и действия пришедших там к власти националистических сил по вооруженному подавлению и социально-экономическому «удушению» Юго-Востока страны. «Издержки» – тысячи погибших и раненых, сотни тысяч беженцев и внутренне перемещенных лиц, уничтожение социальной и экономической инфраструктуры.
В этих условиях Россия предпринимала энергичные усилия по содействию скорейшему прекращению огня, достижению долговременного перемирия и принятию политических мер по урегулированию затянувшегося внутриукраинского кризиса. Результатом стало достижение Минских договоренностей, определивших первоочередные шаги по деэскалации конфликта.
Попытки переложить на Россию ответственность за события на Украине, введенные против нее односторонние санкции, открытая информационная война со стороны ряда западных государств не способны содействовать разрешению ситуации. Для выхода из тупика требуется готовность всех заинтересованных сторон практически помочь Украине пережить этот тяжелый период ее истории, достичь прочного мира и национального согласия, обеспечить такое государственное устройство, при котором все украинцы чувствовали бы себя комфортно, безопасно и достойно.
3. Политический кризис на Украине, который в феврале достиг стадии вооруженного государственного переворота, совершенного боевыми отрядами националистических сил в Киеве, вызвал резкое неприятие во многих регионах Украины. В марте в Крыму состоялся референдум, на котором жители полуострова практически единодушно заявили о своем желании присоединиться к России. По итогам референдума, проведенного в полном соответствии с нормами международного права, легитимный крымский парламент провозгласил независимость Республики Крым и обратился с просьбой о вступлении в состав Российской Федерации. Воссоединение Крыма и Севастополя с Россией стало актом восстановления исторической справедливости, отражающим волю народов.
4. Инициатором обострения отношений с Россией и последовательным сторонником наращивания на нее санкционного давления выступили США. Администрация Б.Обамы пошла по пути сворачивания двусторонних связей, ввела санкции против ряда российских физических и юридических лиц. 18 декабря был одобрен «Акт о поддержке свободы Украины 2014 года», усиливший негативный фон в российско-американских отношениях. Твердо исходили из того, что вернуть двусторонние отношения в устойчивое состояние будет возможно, если в Вашингтоне проявят готовность вести диалог на принципах подлинного равноправия и взаимного уважения интересов. Продолжали поддерживать российско-американские контакты на высшем и высоком уровнях по ситуации на Украине, сирийскому кризису, урегулированию иранской ядерной программы, тематике конфликтов на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
На саммите НАТО в Уэльсе 4-5 сентября был утвержден курс на наращивание военного потенциала блока и усиление его военного присутствия вблизи российских границ. Со своей стороны, в контактах с ключевыми странами-членами НАТО последовательно разъясняли негативные последствия и потенциальные риски изменения конфигурации сил в Европе. Подчеркивали, что они не просто ведут к дальнейшей фрагментации пространства безопасности, но и работают против объединения усилий государств в борьбе с реальными угрозами и вызовами современности.
5. Несмотря на то, что на саммите Россия-ЕС (Брюссель, 28 января) сторона ЕС выразила заинтересованность в продолжении активного диалога и недопущении углубления противоречий в регионе «общего соседства», российско-есовские отношения характеризовались высокой степенью турбулентности. Евросоюз приостановил работу на большинстве направлений двустороннего сотрудничества, ввел односторонние санкции в отношении ряда российских компаний и общественно-политических деятелей, а также секторальные экономические ограничения. Наметилось снижение товарооборота, обозначился рост противоречий в сфере торговли и энергетики.
Россия в свою очередь сформировала адекватный по количеству и уровню «стоп-лист» в отношении конкретных фигурантов из институтов Евросоюза и его стран-членов, ввела сроком на один год ограничительные меры в отношении сельхозпроизводителей стран Евросоюза.
Вместе с тем, сохранялось взаимодействие по линии программ приграничного сотрудничества (ППС) Россия-EC. Большинство текущих ППС было продлено до конца 2015 года, ведется разработка нового поколения программ на период до 2020 года. Продолжалось взаимовыгодное сотрудничество в области науки, технологий и инноваций, успешно проведен «Год науки Россия-ЕС – 2014».
Вопреки сложности текущего момента, отношения с Евросоюзом – соседом и крупнейшим торгово-экономическим партнером – объективно будут оставаться одним из приоритетных направлений российской внешней политики на годы вперед. Последовательно выступаем за гармонизацию интеграционных проектов в Европе и Евразии, готовы к началу предметного диалога с ЕС по этой тематике.
6. Заметно активизировалось взаимодействие с ОБСЕ. Россия полномасштабно подключилась к усилиям Организации по урегулированию кризиса на Украине. Российские наблюдатели участвовали в работе Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в этой стране. В целях снижения напряженности в зоне конфликта выступили с инициативой о размещении наблюдателей ОБСЕ в ряде пунктов пропуска на российско-украинской границе. Посреднические усилия представителей России и ОБСЕ в рамках Контактной группы по Украине позволили достичь соглашения между конфликтующим сторонами о прекращении огня (Минские договоренности от 5 и 19 сентября).
Вопросы преодоления кризиса европейской безопасности, урегулирования конфликта на Украине, противодействия угрозе международного терроризма обсуждались в ходе 21-го заседания Совета министров иностранных дел государств-участников ОБСЕ в Базеле (декабрь). При активном содействии России принята декларация о продолжении процесса «Хельсинки плюс 40», нацеливающая на воплощение в жизнь хельсинкских принципов. По инициативе России и ее союзников по ОДКБ утверждена министерская декларация ОБСЕ о 70-летии окончания Второй мировой войны.
7. Дальнейшее развитие получило многостороннее сотрудничество в различных форматах на пространстве СНГ, нацеленное на расширение взаимодействия государств-членов Содружества в экономической, гуманитарной, правоохранительной и других сферах. Принято свыше 20 договорно-правовых и программных документов. Зона действия Договора о зоне свободной торговли СНГ расширилась за счет присоединения Узбекистана, ставшего 9-й страной-участницей этого соглашения. Продолжали работу по укреплению авторитета Организации на международной арене, расширению ее взаимодействия с другими региональными интеграционными объединениями. Принято Обращение глав государств СНГ к народам государств-участников Содружества и мировой общественности в связи с 70-й годовщиной Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
8. Успешно развивался проект евразийской интеграции, который в 2014 году обрел особую динамику. Подписание 29 мая в Астане Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и его запуск с 1 января 2015 г. закладывают прочную основу для создания полноценной международной организации, обладающей необходимой правосубъектностью. Завершены процедуры ратификации Договора о присоединении к Евразийскому экономическому союзу Армении – она станет полноценным членом объединения со 2 января 2015 г. 23 декабря подписан Договор о вступлении в ЕАЭС Киргизии. Организация открыта для подключения других государств. Около 40 стран и объединений выразили заинтересованность в заключении договоров о зоне свободной торговли с ЕАЭС.
В рамках Союзного государства активно взаимодействовали с Белоруссией. Координировали действия в сферах внешней политики, обороны и безопасности, в рамках процессов экономической интеграции, углубления взаимодействия в социальной и гуманитарной областях. 21 октября в Минске состоялось очередное заседание Совета Министров Союзного государства, утвердившее задачи его развития на ближайшую перспективу.
Многогранный характер носили связи с Казахстаном. Их дальнейшему продвижению призван способствовать Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о добрососедстве и союзничестве в XXI веке. Документ адаптирован под реалии сегодняшнего дня, условия евразийской интеграции, нацелен на совместное парирование возникших в последние годы новых вызовов и угроз. 22 декабря главами государств подписан Протокол об обмене грамотами о его ратификации.
9. Приоритетными направлениями председательства России в Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) были укрепление внешних границ ее стран-участниц, наращивание военного сотрудничества и потенциала миротворческих сил, усиление координации по вопросам международной и региональной безопасности. Предпринимались дальнейшие шаги в интересах совершенствования механизмов управления силами и средствами системы коллективной безопасности ОДКБ, повышения эффективности Организации в поддержании стабильности и безопасности в регионе, противодействии разноплановым вызовам и угрозам, в том числе исходящим с территории Афганистана.
Проведены учения с участием антинаркотических ведомств и служб, внутренних войск и органов внутренних дел, выделенных в состав формирований специального назначения Коллективных сил оперативного реагирования, в том числе впервые – подразделений по защите от кибератак. Стартовал процесс создания в рамках ОДКБ Центра антинаркотических операций.
Итогом неформальной встречи руководителей внешнеполитических ведомств государств ОДКБ «на полях» 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Нью-Йорк, сентябрь) стало принятие совместного заявления о Договоре о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии.
Дальнейшему развитию различных аспектов военно-политической интеграции в рамках Организации призваны способствовать документы, подписанные главами государств-участников 22 декабря в ходе московского саммита.
10. Предпринимали целенаправленные усилия по разрешению конфликтов на пространстве СНГ.
Важным этапом посреднической работы России в рамках процесса нагорно-карабахского урегулирования стала организованная Президентом Российской Федерации в Сочи встреча лидеров Азербайджана и Армении (9 августа), которая позволила заметно снизить напряженность в зоне конфликта и уточнить позиции сторон.
Активно работали в «тройке» сопредседателей Минской группы ОБСЕ (Россия, США, Франция). Посредниками проведены 5 встреч с руководителями Азербайджана и Армении, серия консультаций с министрами иностранных дел двух стран, осуществлялись контакты с властями Нагорного Карабаха.
Россия как страна-гарант и посредник в процессе приднестровского урегулирования стремилась в контактах с участниками формата «5+2» восстановить динамику переговорного процесса, наладить точки соприкосновения в позициях Кишинева и Тирасполя. В целях нейтрализации фактической блокады Киевом и Кишиневом внешнеэкономической деятельности и гуманитарных связей Приднестровья особое внимание уделяли усилению мер финансовой помощи и социально-экономической поддержки Тирасполя, обеспечивали стабильность в зоне безопасности конфликта.
11. Конструктивный и доверительный характер носили отношения Российской Федерации с Абхазией и Южной Осетией. Продолжали оказывать всемерное содействие этим государствам в деле их социально-экономического восстановления, в укреплении их позиций на международной арене. Подписан Договор о союзничестве и стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Абхазия, в котором определяются основные направления наращивания сотрудничества в экономической, социальной, гуманитарной сферах, в вопросах обороны и безопасности, создаются необходимые условия для решения других долгосрочных задач двусторонней повестки дня.
Вели диалог в рамках Женевских дискуссий по вопросам безопасности и стабильности в Закавказье, нацеленный на создание условий для оформления юридически обязывающего режима неприменения силы между Грузией, с одной стороны, и Абхазией и Южной Осетией – с другой.
12. Продолжили курс на развитие диалога с Грузией в тех сферах, где это возможно в условиях отсутствия между двумя странами дипломатических отношений. Снятие ограничений для доступа на российский рынок ряда грузинских товаров способствовало росту взаимного товарооборота. Возобновлено регулярное наземное и воздушное сообщение, заметно оживились гуманитарные и деловые контакты, грузинские спортсмены приняли участие в сочинской Олимпиаде.
Страницы: 1 2