Рыбалка на ельца. Охота на ельчан. - Защитник - Новости политики и бизнеса

А куда они — честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести…
Чудак ты, Асан! Ты — пойми! Коли им честно жить начать, они в три дня с голоду издохнут…

М. Горький
На дне

ВНИМАНИЕ! В этой статье Вы не прочтёте высокопарных фраз, дающих тонкую трактовку исторических событий, и слух Ваш не будет увлечен литературной интонацией следующих строк. Сейчас моя цель — показать Вам происходящее в маленьком провинциальном городе, который пытаются утопить на дне, прилагая к этому все, не видимые на первый взгляд, усилия. Эта публикация не была подготовлена на заказ, никаким образом не связана ни с одной политической партией или оппозицией. Это лишь моя оценка происходящего, которая может не совпадать с мнением читателей. Если я что-то упустил, Вы можете дополнить меня в комментариях.

В уходящем 2013 году я несколько раз побывал в родном Ельце. Этот древний город, многовековая история которого была направлена на служение Руси, сегодня по-прежнему дремлет на берегах Быстрой Сосны, всё глубже погружаясь в сон, навеянный на него теми силами, которые исподволь истребляют русский народ. Именно: силами, а не злыми духами и прочими сказочными героями. А что именно можно отнести к подобным силам, Вы прекрасно знаете — это власть со всеми вытекающими последствиями. Власть может быть законной: политической, реализованной в полномочиях, которые предоставлены должностным лицам, управляющим государствами, государственными институтами и ведомствами, политическими партиями, регионами, городами, сёлами и т.д. Ещё она бывает неформальной, построенной на разнице социальных положений и доходов. Как взаимосвязаны в обществе эти две ветви, ни для кого не секрет. Деньги греют руку, как говорится. Но речь сейчас не о цепочке кормила власти, в которой жажда сиюминутного обогащения решает всё. Я хочу обратить Ваше внимание на очевидные моменты из истории подобных взаимоотношений, из истории города Ельца.

Предисловие: из тёмных дворов к равноправию

Несколько революционных лозунгов 1917 года, выдвинутых в Апрельских тезисах В.И. Ленина – «Вся власть Советам!» и «Земля — крестьянам!», стали пророческими для современного общества. Сегодня вся власть сосредоточена в одних руках, а крестьяне, как и было обещано, осталась на земле…

Оспаривать идеи Владимира Ленина можно долго, приводя аргументы в его защиту и против. Отмечу, что безграмотный народ, которого из тёмных дворов российской глубинки революционер позвал за собой, жаждал слишком скорых перемен. Ленин не врал людям, в этом не было никакой необходимости. Просто в то время не каждый был способен осознать сказанное вождём и сделать для себя логические выводы на будущее. Тем не менее, в обществе были образованные люди, которые тонко ощущали происходящее, видели истинные цели революционной деятельности и могли составить ей угрозу — это была российская интеллигенция, из которой и вышел когда-то Владимир Ульянов (Ленин — прим.). С подобным инакомыслием сразу началась активная борьба.

В 1922 году новая власть Советов совершила акцию, которую историк Латышев охарактеризовал как одно из самых позорных её деяний — осенью из страны были высланы известные российские философы, литераторы и другие представители интеллигенции. Инициатором этой акции был Ленин. [1] Впервые Ленин озвучил свою мысль о высылке врагов советской власти за границу ещё в марте 1919 г., в интервью американскому журналисту Линкольну Стеффенсу. Он вновь вернулся к этой идее весной 1922 г., когда почувствовал угрозу для созданной им однопартийной диктатуры, которая в новейших условиях экономики могла исходить от независимой интеллигенции — только в одной Москве к тому времени количество частных и кооперативных издательств превысило 150, по всей советской России регистрировались независимые союзы и общества писателей, философов, художников, товарищества поэтов и т. п. [2]

В марте 1922 г. в одной из своих работ («О значении воинствующего материализма» — прим.) Ленин высказал идею о том, что он бы русский рабочий класс «подобных преподавателей и членов учебных обществ … вежливенько перепроводил в страны буржуазной „демократии“». [3] Разделяя общество на классы, он вёл борьбу с несколькими из них, ставшими прообразом современной оппозиции. Стремясь к единоличной власти, Владимир Ленин умалчивал о том, какое будущее было уготовлено русскому народу.

Разгром православной церкви и новая власть

Более трёх столетий с момента основания город-воин Елец неизменно служил российским монархам. И всё это время сознание жителей Ельца и Елецкого уезда формировалось под активным влиянием православной христианской веры, которую поддерживали российские монархи. Возрождённый в конце XVI в. город-крепость уже имел внутри своих стен несколько церквей, а елецкие пастыри наравне с воинскими людьми сражались с неприятелем. Немногим позже в Ельце был основан мужской монастырь, который на долгие годы стал культурным центром города. Но уже несколькими веками ранее жители Ельца твёрдо верили в небесных защитников, охранявших их город. Свидетельство тому — предание о Темик-Аксаке и Пресвятой Богородице, известное нынешнему поколению.

Примерно в середины XIX в. церковно-приходские школы предоставляли возможность получить бесплатное образование беднейшим слоям населения, воспитывали и приобщали к православ­ной культуре детей. В 1867 г. в Ельце впервые в истории города было открыто церковно-приходское попечительство при Владимирской церк­ви — новое веяние в приходской жизни, вызванное общим подъёмом общественной жизни в России после отмены крепо­стного права и начала реформ императо­ра Александра II.

Немногим раньше, в 1860 г. в городе была открыта первая воскресная школа. В 1861 г. её посещали 88 учеников разных сословий. 39 человек — от 8 до 20 лет, остальные — старше 20 лет. В школе преподавали Закон Божий, русский язык (чтение и письмо), чтение книг на церковно-славянском языке, четыре дейст­вия по арифметике и исчисление на сче­тах! [4]

Однако после революции 1917 года в нашей стране всё изменилось. Пришла новая власть, ведомая Лениным. Большевики начали антирелигиозную кампанию, которую не поддержала ни одна цивилизованная страна. 23 февраля 1922 г. ЦИК был издан Декрет об изъятии церковных ценностей. [5] В рамках кампании в пользу государства изымались находившиеся в храмах всех конфессий изделия из драгоценных металлов и драгоценные камни. Изъятию подлежали и предметы, предназначенные исключительно для богослужебных целей, что поставило в очень уязвимое положение духовенство и вызвало сопротивление части прихожан. Кампания сопровождалась репрессиями против священнослужителей и прихожан. С самого начала операции средства, изъятые у Церкви, и не планировалось использовать для борьбы с голодом [6].

* * *

Владимирский храм Ельца являлся одним из самых интересных в архитектурном отношении храмов Ельца  Так он выглядел во второй половине XIX — начале XX века:

Данный снимок дает представление о богатстве внешнего убранства Владимирской церкви начала XX века, чего нельзя, к сожалению, сказать о нынешних руинах, на восстановление которых может быть потрачен еще не один десяток лет. Фотоснимок 2011 года:

Историк Латышев полагал, что в мировой истории редко можно найти государственного деятеля, который бы так ненавидел религию и так преследовал церковь, считая религию одной из самых гнусных вещей, которые только есть на свете, как Ленин. [7] В голове Ленина рождались идеи о том, чем в будущем можно будет заменить религию в жизни верующих. Так, председатель ВЦИК М.И. Калинин вспоминал, что в начале 1922 года Ленин в частной беседе на эту тему заявил ему: «эта задача замены религии целиком лежит на театре, театр должен отлучить от обрядовых сборищ крестьянские массы» [8]. А при обсуждении проблемы электрификации с В.П. Милютиным и Л.Б. Красиным Ленин отмечал, что Бога крестьянину заменит электричество, которому тот будет молиться, чувствуя вместо небесного могущества могущество центральной власти. [9]

Итоги той антирелигиозной кампании начала XX века, длившейся более 25 лет, мы наблюдаем в Ельце ежедневно. Я — живой свидетель её последствий. Приведу ещё несколько примеров, которые могут быть не известны кому-то из жителей города. Ведь эти исторические моменты стирались не только временем, но и правящей властью, ставившей подписи на необходимых документах.

* * *

Занявшись изучением истории Ельца в 2009 году, я открыл для себя несколько удивительных фактов из церковного прошлого родного города.

Польский костёл. На снимке слева мы видим здание бывшего польского католического костёла (церкви — прим.). [10]

Эта церковь была построена в Ельце вероятно в конце XIX века, когда в городе был расквартирован 52-й драгунский Нежинский полк, для которого был возведён храм Покрова Пресвятой Богородицы [11], и просуществовала в первоначальном виде до 1941 года. В начале Великой Отечественной войны стены и верхняя часть здания в результате бомбежек оказались разрушены.

В 1947 году немецкие военнопленные перестроили разрушенный храм в жилой дом (на снимке справа). Это решение было принято в связи с тем, что здание больше не представляет никакой ценности. Кто принимал это решение?!

* * *

Немецкая кирха. Не стоит удивляться, была в Ельце и лютеранская католическая церковь. Почему была? Смотрите сами. Так церковь выглядела во второй половине XIX века [12]:

В начале XX века Советская власть начала закрывать и грабить храмы. Не минула эта участь и лютеранскую кирху в Ельце — она была закрыта, а в советское время в ней разместился пивбар, получивший название «Ладья». Фрагменты здания, отражавшие религиозную принадлежность, были уничтожены.

Примерно такой я помню здание бывшей немецкой церкви в конце 1990-х годов, когда она ещё функционировала как пивная. Фотоснимки 2009 года:

В 2010 году началось окончательно уничтожение этого памятника истории и архитектуры. Фотоснимок 2010 года, зима:

Фотоснимок 2010 года, лето:

А ниже — с дозволения действующего мэра города Сергея Панова новый облик бывшей кирхи, ставшей магазином строительных материалов и электрики. Фотоснимок учащихся СОШ №8 Яворской В.В., Графовой Е.В.:

Сегодня большинство ельчан даже не представляют, что жилой дом на улице Пушкина, 69 когда-то был костёлом, а магазин стройматериалов на улице Ани Гайтеровой, 42 – кирхой.

Еврейская синагога до наших дней не сохранилась вовсе. Свидетельством тому, что еврейская община в Ельце всё-таки была, служит сохранившееся до наших дней заброшенное еврейское кладбище. Как Вы уже догадались, находится оно в плачевном состоянии и скоро исчезнет с лица земли. Расположено оно в Кирпичном переулке и граничит с футбольным полем СОШ №22. Фотоснимки 2009 года:

Именно в 2009 году, когда я начал изучать историю города, а позже искал информацию о еврейской общине в Ельце, в моей памяти всплыли отдельные картины из детства. С друзьями мы часто играли в футбол на школьном поле, и когда мяч вылетал за его пределы и скрывался в кустах, не каждый из нас решался бежать за ним. Причина была по-детски проста: прямо за школьным футбольным полем, в двух метрах от него было расположено кладбище.

Итоги правления нынешней власти. О том, как живёт Елец сегодня.

Моё детство, встретившее и проводившее несколько эпох, прошло с друзьями на улице. Мы не долбились в мониторы, и по сотовому нас нельзя было срочно вернуть домой с другого конца города, где мы проводили свои первые исследования 🙂 Мы застали коммунизм, были пионерами, и я отлично помню елецкие храмы, поросшие деревьями и травой. Затем была перестройка, и мимо нас прошла череда стремительного промышленного подъёма на предприятиях, когда родители мои и моих друзей работали в три (!) смены. Затем наступила череда банкротств на заводах и безработица. Предприятия, чтобы удержаться на плаву, вместо реализации и закупок за рубли начали вести друг с другом обмен собственными товарами, а зарплату работникам выдавали натуральным продуктом.

Начался демографический кризис, длившийся почти 10 лет [13], из которого Елец так и не вышел. Люди уезжают отсюда [14]; кто-то в надежде на лучшее меняет место жительства, а кто-то в поисках работы вынужден работать в чужом городе. Я не исключение, работаю в Москве, т.к. вряд ли смогу устроиться на достойную должность в Ельце — у меня нет здесь связей. А получать 6000 руб. при самых необходимых затратах в 12 000 руб. (это без учёта затрат на досуг и обустройство — прим.), или стоять, как стоит полгорода, на рынке и торговать тряпками с московского оптового рынка «Садовод», у меня нет острого желания. Я пока в своём уме.

Давайте же вместе вспомним, что «прекрасного» случилось в Ельце за минувшие 20 лет, не считая стёртых с лица земли и разрушенных храмов.

1990-е — обанкрочен закрыт завод «Эльта», один из ведущих в стране производителей кинескопов для телевизоров. В 2009 году были снесены несколько корпусов завода:

Этот недострой с 1990 года пока стоит (фото 2009 года):

Сегодня на месте «Эльты» — торговые ряды, которые разместились в нескольких корпусах бывшего гиганта. По определению они должны приносить доход в казну города (фотоснимки 2010 года):

Вот такую весёленькую картину представляет из себя бывший завод по производству кинескопов. Думаю, что мэр города вряд ли заезжает сюда…

Тема на сегодня закрыта и не обсуждается. Возрождение предприятия не рассматривается.

* * *

1990-е — обанкрочена и закрыта Елецкая табачная фабрика, один из красивейших архитектурных ансамблей города, погибающий с молчаливого согласия городских властей, позор культурного цента области, который ежедневно мозолит глаза администрации последние 20 лет, т.к.:

  • находится фабрика в непосредственной близости от места сборищ городской власти — в 500 метрах от здания администрации города;
  • находятся развалины корпусов бывшего предприятия в центре древнего города;
  • окончательно не решён вопрос с передачей комплекса зданий в собственность;
  • снести нельзя, это вызовет массу вопросов и соответствующих реакций со стороны ельчан.

Вот так выглядит дорогая сердцу многих ельчан «табачка» сегодня. Этим летом:

И этой осенью…

Думается мне, что бывшая фабрика, не имеющая кровли, не переживёт нынешнюю осень, зиму и весну по естественным причинам, без какого-либо участия!

Кстати, если кто не знает, бывшей Елецкой табачной фабрике принадлежал довольно большой складской комплекс. Вот он (фото 2012 года):

Расположены склады бывшей табачной фабрики в Ельце на пересечении Коллективной и Федеративной улиц. Желающие — вэлкам!

С лёгкой руки нынешнего градоначальника Сергея Панова табачку ожидает судьба завода Эльта: на территории бывшей фабрики уже действует сетевой магазин «Магнит», который оккупировал часть главного корпуса. А в минувшем году предприимчивый делец открыл в одном из зданий фабрики, почти напротив курантов очередную пивнушку (см. выше фото, предоставленное сайтом Gorod48.ru). Вскоре распилят на куски остатки фабрики, и будет здесь очередной никому не нужный торговый центр.

* * *

Итак, продолжим…

1990-2000-е — обанкрочены, сменили форму собственности и сейчас на грани выживания, или вовсе были закрыты другие предприятия города:

От admin